Утверждена

Приказом №____________

от «___»__________2015г.

Директор МОУ «СОШ №5

х. Восточный»

_________ И.Н. Наумочкина

                                                                                  

                           

"Солнечная страна"

Программа детского летнего пришкольного оздоровительного лагеря

дневного пребывания для детей и подростков

«Солнышко» МОУ «СОШ №5 х. Восточный»

1. Пояснительная записка.

Лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ «СОШ  № 5 х.Восточный». Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ «СОШ № 5 х. Восточный». Возраст детей от 6 до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней. Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры.            Содержание работы лагеря - это большая игра в «Солнечную страну». Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.

Проведение смены обусловлено необходимостью:

- продолжения учебного процесса в условиях лета;
- создания единого коллектива;
- укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.

В основе программы лагеря лежат принципы:

- целесообразности - соответствия педагогических задач личностным целям детей;
- добровольности участия в делах лагеря;
- открытости в деятельности отрядов;
- учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;
- индивидуального подхода к личности ребёнка.

2. Цель организации работы лагеря:

Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей и создание условий для развития и приобретения социального опыта в условиях лагеря.

Задачи:

- организация совместной деятельности педагогического  коллектива и воспитанников лагеря;
- поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
- создание условий для развития творческих, интеллектуальных, физических способностей детей;

- приобретение детьми практических знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации.

3. Основное содержание работы лагеря.

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Солнечная страна» в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие различные города Солнечной страны. Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд - это город Солнечной страны. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.

В лагере формируется 2 отряда – города.

1 отряд «Златоград»
2 отряд «Солнцеград»

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря, принимают участие в проведении досуговых мероприятий лагеря.

Подготовка и проведение обще лагерных дел обсуждаются министрами культуры, советниками, мэрами и президентом страны. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются на карте «Солнечной станы».

Словарик смены:

Лагерь — страна.

Отряд — город.

Все дети в лагере - жители Солнечной страны.

Вожатые — помощники мэров.

Педагоги дополнительного образования - Министры культуры.

Воспитатели лагеря – Мэры.

Начальник лагеря — Президент Солнечной страны.

Ежедневно проходят заседания помощников мэров, мэров, министров и президента, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга жителей страны.

На заседаниях предлагаются задания:

— спортивные;
— творческие;
— интеллектуальные;
— изобретательские;
— общественно-полезные.

Система стимулирования успешности и личностного роста:

В лагере существует денежная система – «солнышки». За успешную работу ребята получают эти награды. Жители страны, заработав некоторое количество денег, могут купить какие – либо товары на ярмарке, которая проходит в конце лагерной смены.

Каждый житель страны ежедневно может получать награды за активное участие в жизни солнечного города и Солнечной страны (в конкурсах и массовых делах Страны).

Награды имеют разные цвета:

белые - за активную работу в солнечном городе;

розовые  - за индивидуальное первенство на больших и малых КТД;

жёлтые  - за хорошие заметки для Солнечной газеты;

синие - за успешное выполнение заданий на конкурсах;

зеленые - (индивидуально) за активное участие в делах страны.

Каждый советник Страны в последний день лагеря получает подарок – сюрприз.

В Солнечной стране есть свой герб и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона. В конкурсе участвуют все жители страны. В каждом городе страны есть свой отрядный уголок, в котором помещены:

- Герб Солнечной страны;
- Гимн Солнечной страны;
- Достижения города;
- Поздравления;
- Численность населения (список отряда).

4. Содержание и формы реализации программы.

Лагерная смена длится 18 дней, в течение которых предполагается реализация программы по блокам:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  • Операция «Уют»
  • Открытие смены «Ключи от лета»
  • «Это должен знать каждый» (знакомство с законами и традициями Солнечной страны)
  • «Лучшие города страны» (представление отрядных гербов)
  • «Солнечный ажиотаж" (подведение итогов оргпериода).

2. РОДИНОВЕДЧЕСКИЙ

  • Участие в проекте "Моя малая Родина"

(защита рисунков, макетов, посвященных этой теме).

3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

  • Проведение тематических игр и викторин в школьной и сельской библиотеке.
  • Проведение игр в городах страны («Друг - шоу», «Самый умный», «Поле чудес» ).

4. СПОРТИВНЫЙ

  • Весёлые старты
  • Спортивные эстафеты
  • Спортивная игра "Волшебный клад "
  • Командные спортивные игры.

5. ТВОРЧЕСКИЙ

  • Написание заметок о жизни своего города и страны в целом для газеты "Солнечная страна". Газета "Солнечная страна" включает в себя:

- экран «Чистюлька» (экран поддержки чистоты в городах страны).
- меню.
- План мероприятий на весь сезон лагерной смены «Путешествие по Солнечной стране»

  • Открытие солнечной галереи "Это наша страна" (рисунки, поделки, стихотворения).
  • Создание гимна Страны.
  • Конкурсы красоты и талантов («Мисс Солнышко», «Мистер Солнышко»)
  • Закрытие смены "Звёзды Солнечной страны".

Условия реализации программы

1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют воспитатели, отрядные вожатые. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ «СОШ № 5». Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых. На каждом отряде работают отрядные вожатые. Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и обще лагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни.

2. Педагогические условия:

  • добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря
  • сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).
  • систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
  • организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).
  • отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
  • создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

3. Методическое обеспечение смены

  • наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана - сетки;
  • должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОУ «СОШ № 5 х. Восточный»;
  • проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала лагерной смены;
  • подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
  • подбор реквизита для проведения дел.
  • разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Критерии эффективности программы

  • постановка реальных целей и планирование результата программы
  • заинтересованность педагогов в реализации программы
  • благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
  • удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы
  • творческое сотрудничество педагогов и детей
  • желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

Предполагаемые результаты программы

 

При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами. Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.

 

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Однако надо заметить, что каждая смена имеет свой профиль и соответствующее название. 1 смена – эколого-краеведческого профиля «Зеленый дом», 2 смена – спортивного профиля «Вершины Олимпа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

Эколого-краеведческий профиль

 

 

Цель: Формирование у детей единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Задачи:

-         формирование в сознании детей современной экологически   ориентированной картины мира, воспитание чувства уважения к своему природному и социальному окружению;

-         систематизировать и расширить представление детей о предметах и явлениях природы;

-         прививать любовь к родной природе и краю.

 

 

 

 

                    Направления работы:                       

 

  1. 1.     Охрана природных объектов:

-         озеленение школьного двора (уход за цветниками);

-         оформление гербариев «Лекарственные растения нашей местности»

  1. 2.     Экология человека:

-         Организация лекториев об экологии человека (окружающая среда и здоровье человека, вредные привычки);

-         Защита проектов по темам: «Лекарственные растения нашей местности», «Моё озеро», «Вода, её значение в организме человека».

  1. Коллективно – творческие дела:

-         Конкурс рисунков на асфальте;

-         Счастливый случай «В гостях у природы»;

-         «Зоологические забеги»;

-         Игра «Сказочный цветочный город»;

-         Развлекательно-познавательное ШОУ «Мой вопрос – ваш ответ» 

 

 

                                                                   

 

План мероприятий

мероприятия

сроки

1

Уборка территории лагеря

ежедневно

2

Ведение дневника наблюдений

ежедневно

3

Работа над проектами

ежедневно

4

Открытие смены «Ключи от лета»

1 день

5

День весёлого солнышка.

2 день

6

День безопасности.

Конкурс рисунков на асфальте.

3 день

7

Экологический день.

Счастливый случай «Знатоки  природы».

4 день

8

Пушкинский день.

5 день

9

День эрудита.

6 день

10

День зеленого друга.

Праздник «Люблю березку русскую»

 

7 день

11

День прикладного творчества.

8 день

12

День здоровья.

9 день

13

День почемучек. Шоу «Мой вопрос – твой ответ».

10 день

14

 Мои любимые животные. «Друг – ШОУ» (о братьях наших меньших)

11 день

15

День физкультурника «Королевство волшебных мячей»

12 день

16

Конкурс поделок из природного материала.

13 день

17

Концерт «Детям о войне». Закрытие смены.

14 день

 

 

Спортивный профиль.

 

«О спорт! Ты – наслажденье!

Ты – верный, незаменимый спутник жизни.

Нашему духу и телу ты щедро

Даришь радость бытия.

Ты – бессмертен»

Пьер де Кубертен.

Цель: массовое привлечение детей к занятиям физической культурой

 и   спортом.

Задачи:

    Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора детей в области физической культуры и спорта

    Формирование положительной мотивации к активным формам организации отдыха и досуга

    Формирование к установлению личных достижений

    Создание для всех участников равных шансов на победу

 

Погружение в игру осуществляется с момента начала смены. В соответствии с ее замыслом, каждый отряд получает статус  города страны Олимпии. В первый день ребятам предлагается выбрать название, девиз отряда. Также им нужно начертить карту «Волшебной страны», придумать названия объектам, расположенным на территории лагеря и оформить свое отрядное место.

Игровой сюжет смены развивается во все периоды смены, в каждом из которых имеет свои особенности.

а) Организационный период (1-2 день)

Прежде, чем стать  жителем Олимпии, необходимо преодолеть испытания (анкетирование, собеседование с детьми, формирование отрядного актива). В этот период происходит запуск игры – выбор названий, девизов, легенд и т.д.

В конце этого периода происходит старт игры – открытие лагерной смены.

Предполагаемый результат организационного периода:

Общее представление о смене, определение творческих планов, выбор видов деятельности.

б) Основной период состоит из периода адаптации и периода самореализации в игровом пространстве. Происходит самоопределение детей.  В свете общелагерных и отрядных мероприятий развивается сюжет игры.

в) Итоговый период. Творческий отчет городов, подведение итогов игры, награждение.

Предполагаемый результат: итоговое анкетирование, отчет-анализ результатов смены.

 

 

мероприятия

сроки

1.

Утренняя зарядка

ежедневно

2.

Закаливающие  и профилактические процедуры

ежедневно

3.

Работа по плану инструктора по физкультуре

ежедневно

4.

Соревнования по пионерболу, волейболу, футболу, амреслингу.

в течение смены

5.

Открытие смены.  Турнир эрудитов, посвященный истории олимпийского движения.

1 день

6.

Открытие Спартакиады.

Восхождение к вершине Олимпа. Спортивный праздник «Лучше гор могут быть только горы»

2 день

7.

«Юмор в спорте важен, не спорьте!» (юморист. эстафеты)

3 день

8.

Праздник спортивного танца «Стартинэйджер»

4 день

9.

День Большого Змея.

5 день

10.

Закрытие Спартакиады.

«Спортивный серпантин»

6 день

11.

«Экватор- середина смены» (подведение итогов в отрядах)

День Нептуна.

7 день

12.

Комический футбол.

8 день

13.

Амреслинг.

Конкурс красоты.

9 день

14.

 Конкурсная программа «Спортсмен года»

10 день

15.

Фольклорно-спортивный праздник « Лихие забавы на Руси»

11 день

16.

Конкурс газет «Мы и спорт»

 

12 день

17.

День экскурсий.

13 день

18.

Закрытие смены. «Парад знаменитостей»

18 день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законы и правила лагеря«Солнышко»

 

  Закон хозяина.

«Солнышко» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

 

Закон точности.

 

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

 

Закон поднятых рук.

 

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

 

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

 

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

 

План работы медицинского работника

Цель: соблюдение гигиенических условий пребывания, отдыха,     питания, оздоровления и медицинского обслуживания детей.

Задачи:

    Создание адекватных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в помещениях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам.

    Соблюдение режима

    Соблюдение норм  полноценного и рационального питания детей.

    Проведение максимально возможных оздоровительных процедур и мероприятий.

Мероприятия:

v  Проведение антропометрии на начало и конец смены

v Контроль за санитарным состоянием игровых комнат и участка

v Осмотр детей (педикулез, кожные заболевания и т.д.)

v Контроль за здоровьем детей в лагере

v Контроль за организацией питания и качеством приготовления пищи

v Осуществление суточной пробы и хранение её в соответствующих условиях.

v Проведение витаминизации третьих блюд

v Оздоровление детей медицинскими препаратами

v Санитарно-просветительская работа(1 санбюллетень и 2 беседы в смену)

v Работа с отдельными категориями детей

 

 

 

Для детей часто и длительно болеющих простудными заболеваниями

Цель: повышение имуннобиологических функций организма

Мероприятия:

  1. Закаливающие процедуры
  2. Правильная организация режима дня
  3. Максимальное пребывание на свежем воздухе (не менее 3-х часов)
  4. Занятия физкультурой на свежем воздухе
  5. ЛФК
  6. Витаминотерапия

 

Для детей с ослабленным зрением

Цель: вторичная профилактика нарушений зрения

Мероприятия:

  1. Правильная организация режима дня с максимальным исключением зрительных нагрузок
  2. Витаминотерапия
  3. Назначение препаратов черники
  4. Максимальное пребывание на свежем воздухе
  5. Аутотренинг для глаз

 

Для детей с неврозами, ВСД

Цель: снятие утомления, психоэмоционального напряжения

Мероприятия:

  1. Профилактический прием аминокислоты, глицина
  2. Витаминотерапия
  3. Психологическая помощь
  4. Рациональное питание
  5. Ежедневное занятие физкультурой

 

Для детей с нарушением осанки и плоскостопием

Цель: вторичная профилактика сколиоза и плоскостопия

Мероприятия:

  1. Правильная организация режима дня
  2. Максимальное пребывание на свежем воздухе
  3. Занятия физкультурой
  4. ЛФК для профилактики сколиоза и плоскостопия (ходьба босиком по бревну, по песку и т.д.)