Цели урока: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, познакомить учащихся с оксюмороном, градацией, научить определять роль синонимов, антонимов, оксюморонов в речи, совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся; воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности. Оборудование: компьютер, колонки, презентация «Путешествие по стране «Лексика», словари, карточки по лексике (2 штуки),учебник «Русский язык. 5 класс»,автор М.М. Разумовская. Словарная работа: «антракт», «портрет», «градация», «оксюморон». На доске: тема урока, словарные слова, домашнее задание. Ход урока. I. Организационный момент II . Слово учителя Слайд Учитель. Сегодня у нас необычный урок , потому что мы попытаемся спасти героя мультфильма « В стране невыученных уроков» Витю Перестукина от сурового приговора и поможем ему вернуться домой. Слайд
Учитель. Итак, жил- был мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки Давайте поможем Вите и совершим сказочное путешествие к берегам удивительной страны Лексика . Компасом будут служить ваши знания. Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза – Слайд Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Учитель. Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку урок у нас сказочный, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, о лексике. Итак, вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой? Учащиеся отвечают. Слайд (Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)- весь словарный состав языка , совокупность всех слов русского языка). Учитель. Как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение). Как называется наука о языке? Лингвистика . Ну а теперь начинаем путешествие. Слайд Зеленый и таинственный Средь моря остров спит. И надо нам единственный Путь выбрать, что лежит Через моря Познания На горы Мастерства, Минуя очень топкие Опасные места. В стране далекой Лексике Ищите те пути, Которые вас к знаниям Помогут привести. Слайд Учитель. Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Послушайте внимательно этот стихотворный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна… И знакомая страна Вот уж издали видна Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Ученики. «Судно» и «корабль» – это слова – синонимы, они используются для большей выразительности . Учитель. Какое общее значение имеют эти слова? Ученики .Транспортное средство для перевозки людей и грузов. Учитель. В чем отличие? Ученики. «Судно»- плавучее средство, а «корабль»- морское судно и второе значение- летательный аппарат. Учитель. Вот мы и встретили первых жителей волшебной страны- синонимов. Слайд Учитель. Что же такое синонимы? (Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию). Давайте поможем Вите Перестукину справиться с первым заданием.( Пока два человека работают по карточкам, другие работают с учителем). Слайд Учащиеся получают задание прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами. Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все… (антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).Учащиеся дают толкование слова, записывают его в словарь. Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие) В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим… (передышку)-непродолжительный перерыв. После урока непременно нужна ребятам… (перемена)- перерыв между уроками На время что-то прекратив, Мы объявляем… (перерыв) Учитель. Чем являются эти слова? Синонимами. Какое слово является доминантой, т.е. носителем главного значения ( перерыв) Определите лексическое значение этого слова ( промежуток времени, на который прекращается работа). Запишите это слово. Какое фонетическое явление мы наблюдаем в этом слове ? ( оглушение согласной на конце слова). Затранскрибируем это слово ( учащиеся работают на интерактивной доске). Учитель. Составьте предложение со словом перерыв. Разберите это предложение синтаксически. Слайд Учитель. 3.Следующее задание. Найти контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из « Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой? Вот пошел он к синему морю; Видит,- море слегка разыгралось… Вот пошел он к синему морю; (Помутилося синее море)… Пошел старик к синему морю; (Не спокойно синее море)… Старичок отправился к морю, (Почернело синее море)… Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря… Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури. Слайд Учитель. Перед вами пример градации. Слова, которые стали синонимами в этом художественном произведении, расположены так, что смысл слов и выражаемое ими чувство нарастают. Такое расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения называется градацией. Запишите это слово и определение к нему в словарь. Учитель. Не хотят отпускать синонимы Витю и попросили выполнить следующее задание.(Задание по рядам. Учащиеся должны расставить слова в порядке нарастания их смыслового и эмоционального значения ( привести пример градации).Правильность выполнения задания проверяется чуть позже. Три ученика с каждого ряда по очереди выходят к интерактивной доске и объясняют примеры, расставляя при помощи маркера слова в нужной последовательности. Запись на доске Свирепый, лютый, злой (враг)- 1 ряд. Торопиться , спешить, лететь, бежать - 2 ряд Храбрый, отважный, смелый-3 ряд попробуйте догадаться, о чем идет речь в данном стихотворении Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется … Слайд ПОРТРЕТ. Учитель. Это словарное слово, запишите его, оно пришло к нам в Петровскую эпоху из французского языка (portrait) и обозначает буквально «нарисованное, выставленное», а в русском языке имеет значение « Изображение на картине или фотографии какого- нибудь человека».
Да, действительно, сейчас речь пойдет о портрете Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта картина написана известным русским художником-портретистом Владимиром Лукичом Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II. Посмотрим портрет в цветном изображении в конце учебника. А теперь работа с учебником.
На нас смотрит симпатичное ,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное ,…настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно ,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой. Платье девушки из прозрачного ,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный ,…вкус. Ощущение радости,… остается от этой картины. Для чего нужны синонимы? Может, можно обойтись без них? Каковы функции синонимов? (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов ,обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной) Ну вот , мы и миновали царство Синонимов. Пора двигаться дальше. По дороге на гору Мастерства мы должны преодолеть еще одно королевство. Ой, ребята, посмотрите, я нашла около доски какую-то записку. Давайте прочитаем ее. «Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас в нашем королевстве! Предлагаем выяснить значение следующих слов Слайд ( жара- горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод- воздух низкой температуры). Если вы это правильно сделаете, то назовете наше королевство». А как оно называется?
Слайд
Правильно, королевство Антонимов. А что такое антонимы? Слайд ( антонимы(греч. Анти- против, оним-имя)- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
И вот , первое задание Вите Перестукину в королевстве Антонимов.
И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь ….НИЗКО Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь ….БЛИЗКО Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь …ПОЛ. Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты ….НАШЕЛ Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ Теперь НАЧАЛО я скажу. Ну отвечай …КОНЕЦ Слайд Учитель.7.Следующее задание -доскажи пословицу: - Корень учения горек, а плод его …сладок - Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает - Ученье – свет, а неученье - …тьма - Мягко стелет, да жестко … спать - Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого - Знай больше, говори …меньше. - Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый -Легко сказать, да…трудно доказать - Правой рукой строит, а левой…разрушает
Работа с учебником.
Разберите слова « строит» и « разрушает» по составу. Один ученик разбирает на доске, остальные пишут.
Слайд
Следующее испытание (самостоятельная работа по вариантам: подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь. 1 вариант: Легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача(простая, сложная), легкий( слабый, сильный ) мороз; 2 вариант: большие дети ( взрослые, маленькие), большой успех( крупный, незначительный),большой вопрос( важный, неважный, незначительный, маловажный) А теперь нам предстоит познакомиться еще с одним жителем волшебной страны- оксюмороном. Слайд Оксюморон-сочетание слов с противоположным значением. Учитель Вы знаете, что писатели и поэты часто используют словосочетания из слов с противоположным значением корней, например: «горячий лёд», «далекое близкое», «слёзы радости», красноречивое молчание, заклятый друг.
Прочитайте отрывок из шуточного рассказа и найдите в нем оксюмороны, выпишите любые 5 примеров. ОКСЮМОРОНИЯ Если вы устали отдыхать от усталости, наступившей после дол¬гого отдыха, и решили слегка устать от отдыха, то вас ждет страна Оксюморония. Вообще-то «оксюморония» по-гречески означает «остроумная глупость». Но жители Оксюморонии забыли, что прекрасно помнят это. Они любят ловить рыбку на прямые крючки. Летом они жарят снег на пластиковых сковородках и заедают его сухой водой. Гвоз¬ди они делают из деревянного железа и забивают их стеклянными молотками. Письма друг другу оксюморонцы пишут бесцветными чернилами и делают во всех словах безупречные ошибки. На том позвольте закончить, так как это только начало. В Оксюморонии невыносимо красивая природа. На крутых склонах гор белоснежно сияют озера. Особенно любят забираться наверх ху¬дожники. Темными, как день, ночами ясно можно видеть там кар-тины оксюморонских художников, которые отличаются как две кап¬ли воды.
Все испытания закончены, и Витя Перестукин возвращается домой Слайд И наш корабль спешит обратно. А правильно ли мы с вами выбрали курс? Давайте проверим . Вашему вниманию предлагается упражнение « роза ветров». Слайд
Рефлексия. Учитель Вы должны оценить свою работу на уроке и качество урока при помощи цветных квадратиков, выбирая определенный цвет. Итак, если вы считаете, что сегодня на уроке вы работали хорошо, и урок вам понравился , вы выбираете голубой квадратик, если вы работали хорошо, но урок не понравился, то вы выбираете зеленый квадратик, если не довольны собой, но урок понравился, то вы выбираете красный квадратик.
А я думаю, что мы с вами сегодня поработали вот так Слайд
Итоги урока. - Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.) - Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.) - Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы. - Что нового узнали? Учитель Пока наш корабль движется к родным берегам, вы записываете домашнее задание. Молодцы , ребята! Вы отлично поработали! Оценки за урок
|