Урок русского языка в 5 классе

 

Тема: «Лексика. Синонимы. Антонимы»

 


Цели урока: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, познакомить учащихся с оксюмороном, градацией, научить определять роль синонимов, антонимов, оксюморонов в речи, совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся; воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Оборудование: компьютер, колонки, презентация «Путешествие по стране «Лексика», словари, карточки по лексике (2 штуки),учебник «Русский язык. 5 класс»,автор М.М. Разумовская.
Словарная работа: «антракт», «портрет», «градация», «оксюморон».
На доске: тема урока, словарные слова, домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент
II . Слово учителя
Слайд  
Учитель. Сегодня у нас необычный урок , потому что мы попытаемся спасти героя мультфильма « В стране невыученных уроков» Витю Перестукина от сурового приговора и поможем ему вернуться домой.
Слайд

Учитель. Итак, жил- был мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки
Давайте поможем Вите и совершим сказочное путешествие к берегам удивительной страны Лексика . Компасом будут служить ваши знания.
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза –
Слайд
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Учитель. Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку урок у нас сказочный, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, о лексике. Итак, вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой? Учащиеся отвечают.
Слайд
(Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)- весь словарный состав языка , совокупность всех слов русского языка).
Учитель. Как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение). Как называется наука о языке? Лингвистика . Ну а теперь начинаем путешествие.
Слайд
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике
Ищите те пути,
Которые вас к знаниям
Помогут привести.
Слайд
Учитель. Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Послушайте внимательно этот стихотворный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Ученики. «Судно» и «корабль» – это слова – синонимы, они используются для большей выразительности .
Учитель. Какое общее значение имеют эти слова?
Ученики .Транспортное средство для перевозки людей и грузов.
Учитель. В чем отличие?
Ученики. «Судно»- плавучее средство, а «корабль»- морское судно и второе значение- летательный аппарат.
Учитель. Вот мы и встретили первых жителей волшебной страны- синонимов.
Слайд 
Учитель. Что же такое синонимы? (Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию).
  Давайте поможем Вите Перестукину справиться с первым заданием.( Пока два человека работают по карточкам, другие работают с учителем).
Слайд
Учащиеся получают задание прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).Учащиеся дают толкование слова, записывают его в словарь.
Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие)

В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (передышку)-непродолжительный перерыв.
После урока непременно нужна ребятам… (перемена)- перерыв между уроками
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв)
Учитель. Чем являются эти слова? Синонимами.
Какое слово является доминантой, т.е. носителем главного значения ( перерыв)
Определите лексическое значение этого слова ( промежуток времени, на который прекращается работа). Запишите это слово.
Какое фонетическое явление мы наблюдаем в этом слове ? ( оглушение согласной на конце слова). Затранскрибируем это слово ( учащиеся работают на интерактивной доске).
Учитель. Составьте предложение со словом перерыв. Разберите это предложение синтаксически.
Слайд
Учитель. 3.Следующее задание. Найти контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из « Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
(Помутилося синее море)…
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)…
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури.
Слайд
Учитель. Перед вами пример градации.
Слова, которые стали синонимами в этом художественном произведении, расположены так, что смысл слов и выражаемое ими чувство нарастают. Такое расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения называется градацией. Запишите это слово и определение к нему в словарь.

Учитель. Не хотят отпускать синонимы Витю и попросили выполнить следующее задание.(Задание по рядам. Учащиеся должны расставить слова в порядке нарастания их смыслового и эмоционального значения ( привести пример градации).Правильность выполнения задания проверяется чуть позже. Три ученика с каждого ряда по очереди выходят к интерактивной доске и объясняют примеры, расставляя при помощи маркера слова в нужной последовательности.
Запись на доске
 Свирепый, лютый, злой (враг)- 1 ряд.
Торопиться , спешить, лететь, бежать - 2 ряд
Храбрый, отважный, смелый-3 ряд

попробуйте догадаться, о чем идет речь в данном стихотворении
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … Слайд      ПОРТРЕТ.
Учитель. Это словарное слово, запишите его, оно пришло к нам в Петровскую эпоху из французского языка (portrait) и обозначает буквально «нарисованное, выставленное», а в русском языке имеет значение « Изображение на картине или фотографии какого- нибудь человека».

  Да, действительно, сейчас речь пойдет о портрете Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта картина написана известным русским художником-портретистом Владимиром Лукичом Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II.  Посмотрим портрет в цветном изображении в конце учебника.
А теперь работа с учебником.  

На нас смотрит симпатичное ,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное ,…настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно ,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой.
Платье девушки из прозрачного ,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный ,…вкус.
Ощущение радости,… остается от этой картины.

Для чего нужны синонимы? Может, можно обойтись без них? Каковы функции синонимов? (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов ,обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной)

Ну вот , мы и миновали царство Синонимов. Пора двигаться дальше. По дороге на гору Мастерства мы должны преодолеть еще одно королевство.
Ой, ребята, посмотрите, я нашла около доски какую-то записку. Давайте прочитаем ее.

«Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас в нашем королевстве! Предлагаем выяснить значение следующих слов   Слайд ( жара- горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод- воздух низкой температуры). Если вы это правильно сделаете, то назовете наше королевство».
А как оно называется?

Слайд 

Правильно, королевство Антонимов. А что такое антонимы?    Слайд                              ( антонимы(греч. Анти- против, оним-имя)- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

И вот , первое задание Вите Перестукину в королевстве Антонимов.

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ
Слайд  
Учитель.7.Следующее задание -доскажи пословицу:
- Корень учения горек, а плод его …сладок
- Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает
- Ученье – свет, а неученье - …тьма
- Мягко стелет, да жестко … спать
- Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого
- Знай больше, говори …меньше.
- Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый
-Легко сказать, да…трудно доказать
- Правой рукой строит, а левой…разрушает

Работа с учебником.

Разберите слова « строит» и « разрушает» по составу. Один ученик разбирает на доске, остальные пишут.

Слайд

 Следующее испытание (самостоятельная работа по вариантам: подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.
1 вариант: Легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача(простая, сложная), легкий( слабый, сильный ) мороз;
2 вариант: большие дети ( взрослые, маленькие), большой успех( крупный, незначительный),большой вопрос( важный, неважный, незначительный, маловажный)

А теперь нам предстоит познакомиться еще с одним жителем волшебной страны- оксюмороном.
Слайд   
Оксюморон-сочетание слов с противоположным значением.
Учитель Вы знаете, что писатели и поэты часто используют словосочетания из слов с противоположным значением корней, например: «горячий лёд», «далекое близкое», «слёзы радости», красноречивое молчание, заклятый друг.

Прочитайте отрывок из шуточного рассказа и найдите в нем оксюмороны, выпишите любые 5 примеров.

ОКСЮМОРОНИЯ
Если вы устали отдыхать от усталости, наступившей после дол¬гого отдыха, и решили слегка устать от отдыха, то вас ждет страна Оксюморония.
Вообще-то «оксюморония» по-гречески означает «остроумная глупость». Но жители Оксюморонии забыли, что прекрасно помнят это. Они любят ловить рыбку на прямые крючки. Летом они жарят снег на пластиковых сковородках и заедают его сухой водой. Гвоз¬ди они делают из деревянного железа и забивают их стеклянными молотками. Письма друг другу оксюморонцы пишут бесцветными чернилами и делают во всех словах безупречные ошибки.
На том позвольте закончить, так как это только начало. В Оксюморонии невыносимо красивая природа. На крутых склонах гор белоснежно сияют озера. Особенно любят забираться наверх ху¬дожники. Темными, как день, ночами ясно можно видеть там кар-тины оксюморонских художников, которые отличаются как две кап¬ли воды.   

 

Все испытания закончены, и Витя Перестукин возвращается домой Слайд
И наш корабль спешит обратно. А правильно ли мы с вами выбрали курс? Давайте проверим . Вашему вниманию предлагается упражнение « роза ветров». Слайд

Рефлексия.
Учитель Вы должны оценить свою работу на уроке и качество урока при помощи цветных квадратиков, выбирая определенный цвет. Итак, если вы считаете,
что сегодня на уроке вы работали хорошо, и урок вам понравился , вы выбираете голубой квадратик, если вы работали хорошо, но урок не понравился, то вы выбираете зеленый квадратик, если не довольны собой, но урок понравился, то вы выбираете красный  квадратик.

А я думаю, что мы с вами сегодня поработали вот так Слайд

 

Итоги урока.
- Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.)
- Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)
- Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы.
- Что нового узнали?
Учитель Пока наш корабль движется к родным берегам, вы записываете домашнее задание. Молодцы , ребята! Вы отлично поработали! Оценки за урок