Тема: «Урок-путешествие по лермонтовским местам».

Урок литературы в 8 классе.

Цель: определить роль Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова через его поэзию, прозу, живопись.  Воспитывать уважение, любовь к творчеству  великого поэта.

Оборудование: компьютер, проектор, сборники произведений М.Ю. Лермонтова о Кавказе.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Экскурсия по лермонтовским местам.

Слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Сегодня мы совершим путешествие  по тем уголкам Кавказа, где  когда-то побывал великий русский поэт.

Слайд №1.Дагестанский поэт  Расул Гамзатов писал: "Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина-Лермонтов!"

Кавказ - одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах и в произведениях  М.Ю.Лермонтова.

(Выступления учащихся)   Первый ученик.

Слайд №2   М.Ю.Лермонтов на Кавказе.

Синие горы Кавказа, приветствую вас!  Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах,  облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.   М.Ю.Лермонтов.

Выступление  второго ученика.

Слайд №3 Пятигорск  неразрывно связан с именем М.Ю.Лермонтова. В первый раз он приехал к источникам Пятигорья 1818году со своей бабушкой, а затем 1820, 1825году. В1837году, сосланный на Кавказ Лермонтов, некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести "Княжна Мери" Во время своего последнего пребывания в этом городе в 1841г. он написал "Пророк", "Листок", "Выхожу один я на дорогу" и другие стихотворения.

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

Здесь трагически оборвалась его жизнь.

Выступление третьего ученика.

Слайд №4. Пятигорск, "Домик Лермонтова" Этот дом находится по ул. Лермонтова,4. Сюда поэт приезжал несколько раз в детские годы и во время ссылки на Кавказ. Сюда же было привезено тело поэта после роковой дуэли 15июля1841г. С1912г. этот домик стал музеем. В 1973г. на базе музея "Домик Лермонтова" создан Государственный музей- заповедник М.Ю.Лермонтова.

Выступление  четвертого ученика.

Слайд №5. Пятигорск, дом Верзилиных.  Здесь часто бывал М.Ю.Лермонтов. Вечером 13 июля 1841г. в гостиной произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли.

Слайд №6 Пятигорск. Эолова арфа. (острог горы Машук). Беседка упоминается в повести М.Ю.Лермонтова "Княжна Мери"

Слайд №7. Пятигорск. Грот Лермонтова. Здесь бывал сам М.Ю.Лермонтов. В "Княжне Мери" этот грот- место встречи Печорина с Верой"

Выступление пятого ученика.

Слайд №8. Пятигорск. Грот Дианы. Это искусственная пещера в парке. М.Ю.Лермонтов часто посещал этот грот.

Слайд №9. Провал.(южный склон горы Машук). Провал упоминается в повести Лермонтова "Княжна Мери"

Выступление шестого ученика.

Слайд №10.Пятигорск. Ресторация (гостиница). М.Ю.Лермонтов в повести "Княжна Мери" дает описание бала в Ресторации. В какое-то время сам он жил в этой гостинице.

Слайд №11. Пятигорск. Памятник поэту. В центре Пятигорска установлен этот памятник. Автор-скульптор А.М.Опекушин. Лермонтов изображен сидящим взгляд на Кавказские горы. У ног раскрытая книга. Открытие памятника состоялось 16августа 1889году.

Выступление седьмого ученика.

Слайд №12. Место дуэли Лермонтова. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэта.

Великий, при жизни твоей тебя мало ценили,

Ты был одинок на земле…

Но услыши, молю: немногие люди при жизни тебя так любили,

Но я после смерти люблю!

В. Козлова.

Выступление восьмого ученика.

Слайд №13. Кисловодск. Лермонтов в детские годы и период ссылки посещал Кисловодск. Он жил в доме А.Ф.Реброва. Многие места Кисловодска упоминаются в повести "Княжна Мери" Много мест связано именем поэта (Лермонтовская скала, кольцо-гора, Лермонтовская площадка)

Выступление девятого ученика.

Пребывая на Кавказе во время ссылок,  Лермонтов постоянно пытается вернуться домой, но надолго не задерживается и опять возвращается в чужой край, на Кавказ, который увлекает своей  красотой, заменяет ему Родину. Лермонтов посвятил не только большое количество произведений, но и рисунки, в них отразилась культура горских народов, его отношение к Кавказу.

Слайды№14,15,16. (Иллюстрации кисти Лермонтова) в сопровождении музыки, романса Свиридова «Метель»

Слайд№17.  Наш Лермонтов  всегда лицом к Кавказу,

К вершинам снежным устремляет взор,

Как будто слушает он разговор Эльбруса и Казбека, и алмазу

Подобна крепость слов и вечность гор.

Надеюсь, что сегодняшнее путешествие по Лермонтовским местам Кавказа вам понравилось, и вы узнали для себя что-то новое.

3. Практическая работа творческой направленности (работа в группах).

Задание: нарисовать в тетради свои ассоциации, связанные с Кавказом и прокомментировать их.

4. Демонстрация творческих работ учащихся с комментированием.

5. Рефлексия.

Учитель: Продолжи фразу:

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Мне было интересно …

- Я хотел бы…

Учитель: - А в завершение нашего занятия предлагаю составить каждому свой синквейн.

1 строка Имя существительное (тема урока)

2 строка 2 слова имени прилагательного, относящегося к  теме урока.

3 строка 3 слова глагола, относящегося к данной теме.

4 строка Фраза из нескольких слов, раскрывающая смысл темы крока.

5 строка Синоним слова из первой строки.

- Я предлагаю вам свой синквейн.

Лермонтов и Кавказ.

Незабываемые, знаменитые.

Ценим, любим, бережем.

Его труды навеки с нами.

Памятные места.

6. Домашнее задание: стихотворение М.Ю. Лермонтова  о Кавказе наизусть и анализ. По желанию: используя ресурсы Интеренет, найти информацию о том, кто из поэтов посвящал свои произведения Кавказу.

Оценивание работы учащихся на уроке.