"Нет ничего святее хлеба" (5–6-е классы)

 

Учебный предмет: классный час.

Уровень образования школьников

: средняя ступень обучения.

Форма учебной работы

: классно-урочная.

Цель классного часа:

формирование нравственно-этического идеала обучающегося через освоение ценностно-значимых категорий:хлеб, труд, вера, семья, патриотизм.

Задачи классного часа:

  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
  • Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас.
  • Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер.
  • Оформленный стенд с изречениями о хлебе, пословицами о хлебе.
  • Музыка, соответствующей тематики (по выбору учителя)
  • На столе, накрытом скатертью на рушнике - каравай с солью и кусочки черного хлеба.

ХОД УРОКА

Еще до урока, предлагаю детям разделиться по группам с помощью карточек, которые они берут при входе в класс. Группы объединяют в себе профессии, которые помогают хлебу попасть на наш стол. В итоге получается несколько команд по 5человек:

Землепашец Сеятель Мельник Пекарь Торговец,продавец хлеба.

Учитель: Сегодня каждый из вас играет какую-то роль, профессию.(Слайд №2) Вы все разделились на команды, которые связаны общим понятием.

Мы собрались, чтобы говорить сегодня о:

Ответы:

Учитель: Правильно. (Слайд №3) Именно о хлебе мы сегодня с вами поговорим. О нем - его умножении,бережном к нему отношении наш классный час.Сегодня мы с вами создадим устный журнал,название которому дадите сейчас вы сами (ученики разгадывают технологию прочтения слов,написанные наоборот на доске: "тен огечин еетявс абелх", и узнают тему урока)

"НЕТ НИЧЕГО СВЯТЕЕ ХЛЕБА!

" - тема, нашего сегодняшнего классного часа. (Слайд №4)

Учитель: Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе? И найдите мне, пожалуйста, среди представленных (Слайд №5) вторую половину.

Ответы:

  1. Худ обед,:. коли хлеба нет.
  2. Хлеб в закромах :.- счастье в домах.
  3. Не красна изба углами,:.. красна пирогами.
  4. Хлеб всему:.-голова.
  5. Сердить, бранись -:. за хлебом - солью сходись.
  6. Не тот хлеб, что в полях,:.. а тот, что в закромах
  7. Нашей пшеницей солнце гордится, :.вечер настанет, не хочет садиться.

Учитель: Скажите, а почему голова? (главный)

Давайте откроем первую страничку нашего устного журнала "Страница Искусствоведческая" (Слайд №6)

Кто знает, как называется эта репродукция?Перед нами поле, настоящее "Поле чудес".Команды, попробуйте ответить на вопрос "Поля чудес": Кто написал эту картину? Ответы:

(Слайд №7)

Учитель: Эта картина была написана И.И. Шишкиным более 100 лет назад.

Точно море, шумит и колышется необъятное ржаное поле, радуя глаза и волнуя сердца, потому что эта картина посвящена главному в нашей жизни -хлебу. Каждый день, каждый из нас не менее трех раз берет в руки хлеб, с удовольствием его ест.Хлеб для каждого из нас стал как воздух. Мы не представляем себе жизни без хлеба. Сколько хлеба вы сможете съесть? Ответы: Учитель: Конечно, хлеба вы сможете съесть, сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе. А можно ли представить в наше время, что на прилавках магазинов и супермаркетов хлеб исчезнет? Ответы:

Страница вторая: "Военная пора"

Учитель: А ведь 65 лет назад хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их - трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Что это за время?

Ответы:

Учитель: Да: Это ВОЙНА! (Слайд №8)

Подготовленный ученик читает стихотворение о войне:

О, да - иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И дрогнут, и молчат и ждут.
Прислушиваются тревожно:
- К заре сказали привезут:
- Гражданочки, держаться можно:
И было так - на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
- Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут, пустяк,-
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть ни как:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег и ход мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зори.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
- Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

(показывает кусочки хлеба по 125 и 250 гр.)

Учитель: Чем же были для ленинградцев - 125 грамм хлеба? Ответы: Размышления о значении хлеба во время войны

Учитель: Страница военная заканчивается, и стихотворение это становится переходом к"Литературной странице". (Слайд №9)

Учитель: А кроме пословиц, где еще можно встретить в литературе образы ХЛЕБА? В сказках очень часто используется образ ХЛЕБА. Прочтем с вами еще одну сказку:

Хлiб святий

(Слайд №10)

Принесла баба хлiб з магазину. Катруся не голодна була. Покуштувала i аж нiс зморщила:

- Фе,який поганий!

Бабуся розсердилася:

- Так нiколи не можна говорити на хлiб. Коли хтось кине на землю -скажи пiдiбрати. Топтати хлiба не можна. Хлiб даэ людям життя!

Учитель: А на каком языке сказка? Понятна?

О чем она?

Что нам дает хлеб?

Попробуйте угадать образы хлеба в других произведениях.

1. (Слайд №11) Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Ответы: "Колосок"

2. (Слайд №12)Панкрат отворил ворота сарая,выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову,

заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ответы: "Теплый хлеб" К.Паустовский

3.(Слайд №13)

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго. Аминь.

Ответы: Молитва Христова "Отче наш"

Учитель: Каким эпитетом хлеб назван в молитве?Что обозначает хлеб в молитве? Мы опять говорим с вами о том, что хлеб - это жизнь человека.Вспомните манну небесную, которую Бог дал всем людям, чтобы они не умерли с голоду в пустыне.Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине светлое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или на улице втоптанные в грязь куски хлеба. А сколько таких кусков бросает каждый житель нашего города?

Давайте вместе откроем "Математическую страничку" (Слайд №14) и решим небольшую задачу:

Задача: Представьте, если каждый житель нашего маленького 27-тысячного города выбросит 100 гр.хлеба в день, сколько это составит тонн?Правильно, это составит почти 3 тонны уничтоженного хлеба! Ну, а если это город с многомиллионным населением, то можно понять,сколько десятков гектаров золотых колосков мы ежесуточно сводим с лица планеты.

Учитель: Многие уже поняли, что хлеб - это наше богатство, которое нам приходится добывать очень длинным путем. Это только малыши считают, что хлеб растет на грядках или на деревьях, а ведь путь хлеба очень долог.

Сейчас мы и узнаем, как хлеб пришёл к нам на стол?

Групповое задание: Составьте группой в нужном порядке профессии (алгоритм), которые помогают хлебу от самого зернышка превратиться в пищу.

Ответы каждой группы.

Учитель: Народы разных наций и рас, языков и веры создали меткие выражения о хлебе. А знаете ли вы их? Вот сейчас и проверим. Мне нужна будет помощь каждого из вас. Сейчас каждая команда будет собирать свой сноп колосьев. В изречениях у вас не хватает кое-каких букв, которые размещены у меня на колосках. Вам нужно по очереди сорвать колосок и поставить его в нужное место. Только тогда ваша фраза должна прозвучать для всех.

Слайд №15 "Изречения о хлебе"

1.

"Быть выше хлеба человек не может,
Пусть даже самый главный на земле:"

2. "Хлеб - дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним надо на Вы".

3. "Будешь упорно трудиться - будет и хлеб в закромах водиться".

4. "Хочешь есть калачи - не сиди на печи".

Учитель: Вы подтвердили, что "хлеб - всему голова", и что обращаться нужно с ним на Вы! (Слайд№16)

1. Хлеб - наше богатство

2. Берегите хлеб

3. Хлеб - всей жизни голова.

Учитель: Давайте подведем итоги нашего устного журнала о простой теме - ХЛЕБ. У каждой команды есть по 4 колоска. Вам нужно распределить эти колоски по группам. Оцените ваших одноклассников за работу на уроке колосками,которые вы собрали командой. Себе колоски оставлять не нужно!

Рефлексия: А чтобы понять, как мы должны ценить хлеб, я хочу дать вам попробовать : нет, не по куску хлеба, а по маленькой крошечке. Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе,о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу. Посмакуйте этот кусочек,почувствуйте его вкус и скажите, какие впечатления у вас оставил урок? Членов нашего жюри мы тоже попросим попробовать эти крошки хлеба вместе с нами.