Рабочая учебная программа по музыке для 5-6 классов



Конец формы

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 х.Восточный»

 

 

Рассмотрена:

на  заседании  методического объединения  учителей

Протокол №___________

от  “____”  августа   2016 г.

Руководитель  МО _________Т.В.Овчинникова

            

Согласована:

 Заместитель  директора  по УВР      

________ М.А.Холецкая

 

“____”  сентября  2016 г                          

        Утверждена:        

Приказом  № 206

от 01.09.2015

Директор  МОУ «СОШ №5 х.Восточный»

_________И.Н.Наумочкина

 

 

 

Рабочая    программа учебного курса

 

«МУЗЫКА»

 

5-6  КЛАСС

 

1час  в  неделю

5-6 кл - 34ч

 

 

 

 

 

                                                                                Составитель:

                                                                                учитель музыки

                                                                                МОУ СОШ № 5

Наумочкина Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

2016-2017 уч.год

 

      Рабочая учебная программа по музыке для 5-6 классов разработана и составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандаром основного общего образования с содержанием авторской программы «Музыка. 5-7 классы». Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (Москва, Просвещение, 2014г.). Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников, который включает: учебник, рабочую тетрадь для ученика.

       

1. Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • ценностно – ориентационная сфера:

    - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

    - становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;

  • трудовая сфера:

    - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • познавательная сфера:

    - формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.

     

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

  • Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.

  • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

  • Осуществить действия по реализации плана.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

  • Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

    Познавательные УУД:

  • Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

  • Выполнять универсальные логические действия:

    - выполнять анализ (выделение признаков),

    - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

    - выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

    - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

    - выстраивать логическую цепь рассуждений,

    - относить объекты к известным понятиям.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

  • Составлять простой и сложный план текста.

  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

    Коммуникативные УУД:

  • Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)

  • Учиться критично относиться к собственному мнению.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

    – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

    – вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

  • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

     

    Предметные результаты:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

    Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету  и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

    Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.

Учащийся  научится:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету  и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.

 

2. Содержание  учебного  материала, основных видов учебной деятельности.

Музыка, 5класс

 

п\п

Содержание  программного материала

Виды деятельности

1.

Музыка и литература -16ч

 

 

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

2.

Музыка и изобразительное искусство -18ч

 

 

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура –  застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

 

 

 

Содержание  учебного  материала, основных видов учебной деятельности.  Музыка, 6 класс

п\п

Содержание  программного материала

Виды деятельности

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки -16ч

 

 

Лирические, драматические, героические образы.  Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

2.

Мир образов камерной и симфонической  музыки -18ч

 

 

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.  Не программная  музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Авторская песня — прошлое и настоящее.

Джаз — ис­кусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

 

 

 

 

3. Календарно-тематическое планирование музыка 5 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока

 

 

Музыка и литература -16ч

1

 

Что роднит музыку с литературой

2

 

Вокальная музыка

3

 

русские народные песни

4

 

Вокальная музыка

5

 

Фольклор в  музыке русских композиторов

6

 

Фольклор в  музыке русских композиторов

7

 

Жанры инструментальной и вокальной музыки

8

 

Вторая жизнь песни

9

 

«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

10

 

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

11

 

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

12

 

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

13

 

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

14

 

Музыка в театре, кино, на телевидении

15

 

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

16

 

Мир композитора.

 

 

Музыка и изобразительное искусство -18ч

17

 

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

18

 

Небесное и земное в звуках и красках

19

 

«Звать через прошлое к настоящему»

20

 

«Звать через прошлое к настоящему»

21

 

Музыкальная живопись и  живописная музыка

22

 

Музыкальная живопись и  живописная музыка

23

 

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

24

 

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

25

 

Волшебная палочка дирижера

26

 

Образы борьбы и победы в искусстве

27

 

Застывшая музыка

28

 

Полифония в музыке и живописи

29

 

Музыка на мольберте

30

 

Импрессионизм в музыке и живописи

31

 

«О подвигах, о доблести, о славе…»

32

 

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

33

 

Мир композитора. С веком наравне

34

 

Заключительный урок-концерт

 

 

Календарно-тематическое планирование музыка 6 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока

 

 

Мир образов вокальной и инструментальной музыки -16ч

1

 

Удивительный мир музыкальных образов

2

 

Образы романсов и песен русских композиторов

3

 

Два музыкальных посвящения

4

 

«Уноси мое сердце в звенящую даль...»

5

 

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

6

 

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

7

 

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

8

 

Старинной  песни мир. Баллада "Лесной царь"

9

 

Народное искусство Древней Руси

10

 

Образы русской народной и  духовной музыки

11

 

 «Фрески Софии Киевской»

12

 

 «Перезвоны». Молитва

13

 

«Небесное и земное» в музыке И. С. Баха

14

 

Образы духовной музыки Западной Европы

15

 

Образы скорби и печали

16

 

Авторская песня: прошлое и настоящее

 

 

Мир образов камерной и симфонической  музыки -18ч

17

 

Джаз – искусство XX века

18

 

Вечные темы искусства и жизни

19

 

Образы камерной музыки

20

 

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

21

 

Инструментальный концерт

22

 

Космический пейзаж

23

 

Образы симфонической музыки

24

 

"Метель". Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина

25

 

Симфоническое развитие музыкальных образов

26

 

В печали весел, а в веселье печален

27

 

Программная увертюра

28

 

Увертюра «Эгмонт»

29

 

Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

30

 

Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

31

 

Мир музыкального театра

32

 

Мир музыкального театра

33

 

Образы киномузыки

34

 

Обобщение темы «Музыкальная драматургия»