Рабочая учебная программа «Искусство 8-9 классы»



                                    Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 х.Восточный»

 

 

 

Рассмотрена:

на  заседании  методического объединения  учителей

Протокол №___________

от  “____”  августа   2016 г.

Руководитель  МО _________Т.В.Овчинникова

            

Согласована:

 Заместитель  директора  по УВР      

________ М.А.Холецкая

 

“01”  сентября  2016 г                          

        Утверждена:        

Приказом  № 206

от 01.09.2016

Директор  МОУ «СОШ №5 х.Восточный»

_________И.Н.Наумочкина

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая    программа учебного курса

 

«ИСКУССТВО»

 

8-9  КЛАСС

 

1час  в  неделю

(всего по 34ч)

 

 

 

 

 

 

                                                                                Составитель:

                                                                                учитель музыки

                                                                                МОУ СОШ № 5

                                                                                  Наумочкина Ирина        Николаевна

 

 

 

 

 

 

2016-2017 уч.год

 

Рабочая учебная программа «Искусство 8-9 классы», разработана на основе:

 - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

- авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

 

1. Результаты освоения программы «Искусство»

 

                      Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

     Выпускники основной школы научатся:

    •   воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

    •   понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

    •   описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

    •   структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

    Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

    Отличительные особенности программы

         Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

          Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

     

    Виды организации учебной деятельности:

    - самостоятельная работа

    - творческая работа

    - конкурс

    - проектная работа

    Требования к уровню подготовки учащихся:

    Выпускники научатся:

    •  ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

    •  организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

    •  мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

    • воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

    Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

     Выпускники научатся:

    •  аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

    • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

    •  участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

    Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

    Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

    - формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

    - овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

    - обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

    -расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

    - совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

    - формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

    - приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

    Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

    - овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

    - определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

    - совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

     

                     

    2. Содержание  учебного  материала, основных видов учебной деятельности.  Искусство,  8 класс

     

п\п

Содержание  программного материала

Виды деятельности

1.

Искусство в жизни современного человека  - 2 ч

 

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

 

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

проектная деятельность.

2.

Искусство открывает новые грани мира – 7ч

 

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

проектная деятельность.

3.

Искусство как универсальный способ общения – 7ч

 

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

проектная деятельность.

4.

Красота в искусстве и жизни – 10ч

 

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

-  проектная деятельность.

5.

Прекрасное пробуждает доброе – 8ч

 

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

проектная деятельность.

 

 

Содержание  учебного  материала, основных видов учебной деятельности.  Искусство,  9 класс

 

п\п

Содержание  программного материала

Виды деятельности

1.

Прекрасное пробуждает доброе – 8ч

 

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

проектная деятельность.

2.

Искусство предвосхищает будущее – 7ч

 

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

 

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

проектная деятельность.

3.

Дар созидания. Практическая функция – 10ч

 

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

 

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

проектная деятельность.

4.

Искусство и открытие мира для себя – 8ч

 

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

 

-  практические работы;

-  деловая игра;

-  ролевая игра;

-  соревнование;

-  консультация;

-  уроки- мастерские;

-  диспуты;

-  диалоги;

-  конференция;

-  семинар;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-путешествия;

проектная деятельность.

 

 

3. Календарно-тематическое планирование

Искусство 8 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока

 

 

Искусство в жизни современного человека  - 2 ч

1

 

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека

2

 

Выразительные средства музыки, живописи,  литературы в контексте разных стилей

 

 

Искусство открывает новые грани мира – 7ч

3

 

Искусство открывает новые грани мира. Пейзаж в живописи и музыке

4

 

Зримая музыка

5

 

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

6

 

Портреты великих соотечественников в творчестве Репина

7

 

Музыкальный портрет Александра Невского

8

 

Портрет Моцарта в литературе и кино

9

 

Обобщающий урок по темам : «Искусство вокруг нас», «Искусство открывает новые грани мира»

 

 

Искусство как универсальный способ общения – 7ч

10

 

Введение в тему : «Искусство как универсальный способ общения» Мир в зеркале искусства

11

 

Роль искусства в сближении народов (музеи, конкурсы, фестивали, концерты)

12

 

Интерпретация художественного образа в литературе, музыке, живописи как процесс общения

13

 

Знаки и символы в искусстве

14

 

Музыкально – поэтическая символика огня

15

 

Художественные послания предков - разговор с современником

16

 

Обобщающий урок по теме четверти : «Искусство как универсальный способ общения»

 

 

Красота в искусстве и жизни – 10ч

17

 

Введение в тему «Красота в искусстве и жизни»

18

 

Откровение вечной красоты в живописи и музыке

19

 

Застывшая музыка

20

 

Законы красоты в архитектуре, скульптуре, музыке

21

 

Красота человека в разные эпохи

22

 

Великий дар творчества: радость и красота созидания

23

 

Как соотносятся красота и польза в живописи

24

 

Как соотносятся красота и польза в музыке

25

 

Реакция человека на различные явления в жизни и в искусстве

26

 

Обобщающий урок по теме «Красота в искусстве и жизни»

 

 

Прекрасное пробуждает доброе – 8ч

27

 

Введение в тему четверти: «Прекрасное пробуждает доброе»

28

 

Ценностно - ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства

29

 

Искусство как модель для подражания

30

 

Красота природы в музыке, живописи, литературе

31

 

Героические образы в музыке, живописи, литературе

32

 

Синтез искусств в создании художественного спектакля

33

 

Идеал человека в искусстве. Воспитание души

34

 

Обобщающий урок по теме «Прекрасное пробуждает доброе»

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Искусство 9 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока

 

 

Прекрасное пробуждает доброе – 8ч

1

 

Введение в тему: «Воздействующая сила искусства»

2

 

Роль власти в истории искусства

3

 

Композиция,  форма – средства воздействия в искусстве

4

 

Ритм, фактура – средства воздействия в искусстве

5

 

Храмовый синтез

6

 

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

7

 

Раскрытие темы любви в мюзиклах

8

 

Тема любви в рок - опере

9

 

Обобщающий урок по теме: «Воздействующая сила искусства»

 

 

Искусство предвосхищает будущее – 7ч

10

 

Введение в тему «Искусство предвосхищает будущее». Дар предвосхищения

11

 

Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства

12

 

Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях общества

13

 

Взаимопроникновение науки и искусства

14

 

Музыкальные эксперименты 20 века

15

 

Электронная музыка

16

 

Обобщающий урок по теме: «Искусство предвосхищает будущее»

 

 

Дар созидания. Практическая функция – 10ч

17

 

Введение в тему: «Дар  созидания. Практическая функция»

18

 

Архитектура исторического города, современного города. Конкретная музыка

19

 

Специфика изображений в полиграфии. Жанр иллюстраций в литературе, музыке

20

 

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

21

 

Музыка в быту

22

 

Декоративно- прикладное искусство

23

 

Массовые, общедоступные искусства

24

 

Изобразительная природа кино, особенности киномузыки

25

 

Тайные замыслы образов искусства или загадки музыкальных хитов

26

 

Обобщающий   урок   по   теме «Дар созидания функция»

 

 

Искусство и открытие мира для себя – 8ч

27

 

Введение в тему: « Искусство и открытие мира для себя»

28

 

Мышление научное и художественное

29

 

Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники

30

 

Красота творческого озарения

31

 

Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства

32

 

Выдающиеся психологи физиологи  о пользе творческой деятельности

33

 

Современный синтез науки и искусства на службе у человека

34

 

Обобщающий урок по теме: « Искусство и открытие мира для себя»