Рабочая учебная программа по музыке для 2-4 классов



 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 х.Восточный»

 

 

Рассмотрена:

на  заседании  методического объединения  учителей

Протокол №___________

от  “____”  августа   2016 г.

Руководитель  МО _________Т.В.Овчинникова

            

Согласована:

 Заместитель  директора  по УВР      

________ М.А.Холецкая

 

“____”  сентября  2016 г                          

        Утверждена:        

Приказом  № 206

от 01.09.2015

Директор  МОУ «СОШ №5 х.Восточный»

_________И.Н.Наумочкина

 

 

 

Рабочая    программа учебного курса

 

«МУЗЫКА»

 

1-4  КЛАСС

 

1час  в  неделю

2-4 кл - 34ч

 

 

 

 

 

                                                                                Составитель:

                                                                                учитель музыки

                                                                                МОУ СОШ № 5

Наумочкина Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

2016-2017 уч.год

 

        Рабочая учебная программа по музыке для 2-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

       

1. Ожидаемые  результаты освоения программы

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

 

 

2. Содержание  учебного  материала, основных видов учебной деятельности.

Музыка, 2 класс

 

п\п

Содержание  программного материала

Виды деятельности

1.

Россия - Родина моя – 2ч

 

Музыкальный пейзаж. Образы родной природы к музыке русских композиторов. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

2.

День, полный событий – 7 ч

 

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

3.

«О России петь - что стремиться в храм...» -7ч

 

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Празд­ники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва.

Хорал

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч

 

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инстру­ментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народ­ном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

5.

В музыкальном театре – 6 ч

 

 

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, ре­жиссера, художника в создании музыкального спектакля. Те­мы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный те­атр.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

6.

В концертном зале - 3 ч

 

 

Музыкальные портреты и образы в симфонической и форте­пианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6 ч

 

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность му­зыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

 

 

 

Содержание  учебного  материала, основных видов учебной деятельности.  Музыка, 3 класс

п\п

Содержание  программного материала

Виды деятельности

1.

Россия-Родина моя – 5ч

 

 

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских ком­позиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

 

.

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

2.

День, полный событий – 4ч

 

Выразительность и изобразительность в музыке разныхжан­ров и стилей. Портрет в музыке

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

3.

«О России петь – что стремиться в храм»-6ч

 

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, по­эзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч

 

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказите­лей, народные традиции и обряды в музыке русских композито­ров.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

5.

В музыкальном театре – 7ч

 

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интона­ционно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкально­го языка, исполнения.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

6.

В концертном зале -5ч

 

Жанр инструментального концерта. Мастерство композито­ров и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрип­ки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контраст­ные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчаст­ная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3 ч

 

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музы­кальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

 

 

 

 

 

Содержание  учебного  материала, основных видов учебной деятельности.  Музыка, 4 класс

п\п

Содержание  программного материала

Виды деятельности

1.

Россия-Родина моя – 5ч

 

      Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образ­ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

.

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

2.

«О России петь – что стремиться в храм»-1ч

 

Святые земли Русской

беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

3.

День, полный событий – 5ч

 

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч

 

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдох­новения композиторов. Интонационная выразительность народ­ных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на­родных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

5.

В концертном зале -4ч

 

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфониче­ской музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драма­тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

6.

День, полный событий – 1ч

 

. Музыкально-поэтические образы.

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

7.

В музыкальном театре – 6ч

 

Линии драматургического развития в опере. Основные те­мы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.     

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

8.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -2 ч

 

Произведения композиторов-классиков и мастерство извест­ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз­ных эпох, композиторов, народов.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

9.

«О России петь – что стремиться в храм»-3ч

 

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, мо­литва, величание.

 

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

10.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч

 

Праздники русского народа. Троицын день.

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

11.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3 ч

 

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат­ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

-беседы;

-игры;

-экскурсии;

-проектная деятельность;

-концерты,;

-выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей;

-выполнение творческих заданий.

 

3. Календарно-тематическое планирование музыка 2 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока

 

 

Россия - Родина моя – 2ч

1

 

Музыкальные образы родного края

2

 

Гимн России

 

 

День, полный событий – 7 ч

3

 

Мир ребенка в музыкальных образах

4

 

Музыкальный инструмент- фортепиано

5

 

Природа и музыка.

6

 

Танцы, танцы, танцы...

7

 

Эти разные марши.

8

 

Расскажи сказку.

9

 

Колыбельные.

 

 

«О России петь - что стремиться в храм...» -7ч

10

 

Великий колокольный звон. Звучащие картины

11

 

Святые земли Русской. Князь Александр Невский.

12

 

Святые земли Русской. Сергий Радонежский

13

 

Молитва

14

 

Рождество Христово!

15

 

Музыка на Новогоднем празднике

16

 

«О России петь — что стремиться в храм»

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч

17

 

Русские народные инструменты.

18

 

Фольклор- народная мудрость

19

 

Музыка в народном стиле.

20

 

Обряды и праздники русского народа

 

 

В музыкальном театре – 6 ч

21

 

Детский музыкальный театр. Опера.

22

 

Балет

23

 

Театр оперы и балета.

24

 

Волшебная палочка дирижера

25

 

Опера «Руслан и Людмила».

26

 

В музыкальном зале

 

 

В концертном зале - 3 ч

27

 

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»)

28

 

Сюита М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

29

 

Звучит нестареющий Моцарт!

 

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6 ч

30

 

Волшебный цветик-семицветик. «И все это — И.С.Бах»

31

 

Все в движении.

32

 

Музыка учит людей понимать друг друга

33

 

Два лада.

34

 

Могут ли иссякнуть мелодии?

 

 

Календарно-тематическое планирование музыка 3 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока

 

 

Россия-Родина моя – 5ч

1

 

Мелодия — душа музыки

2

 

Природа и музыка

3

 

«Виват, Россия!»

4

 

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»

5

 

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

 

 

День, полный событий – 4ч

6

 

Образы природы в музыке

7

 

Портрет в музыке.

8

 

Детские образы

9

 

«В детской»

 

 

«О России петь – что стремиться в храм»-6ч

10

 

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве

11

 

Древнейшая песнь материнства.

12

 

Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

13

 

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье.

14

 

Святые земли Русской.

15

 

«О России петь — что стремиться в храм»

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч

16

 

Настрою гусли на старинный лад...

17

 

Певцы русской старины

18

 

Сказочные образы в музыке

19

 

Народные традиции и обряды: Масленица

 

 

В музыкальном театре – 7ч

20

 

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Руслан и Людмила».

21

 

Я славил лирою преданья. Фарлаф.

22

 

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»

23

 

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу

24

 

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

25

 

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу

26

 

В современных ритмах

 

 

В концертном зале -5ч

27

 

Музыкальное состязание

28

 

Музыкальные инструменты – скрипка и флейта

29

 

Сюита «Пер Гюнт»

30

 

Симфония «Героическая» Бетховена

31

 

Мир Бетховена

 

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» -3ч

32

 

Джаз – музыка XX века

33

 

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов

34

 

Прославим радость на земле.

 

 

Календарно-тематическое планирование музыка 4 класс

 

№ п/п

Дата

Тема урока

 

 

Россия - Родина моя-5ч

1

 

Мелодия

2

 

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

3

 

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

4

 

Я пойду по полю белому...

5

 

На великий праздник собралася Русь!

 

 

«О России петь - что стремиться в храм...»-1ч

6

 

Святые земли Русской. Илья Муромец

 

 

День, полный событий-5ч

7

 

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

8

 

«Что за прелесть эти сказки!»

9

 

Музыка ярмарочных гуляний

10

 

Святогорский монастырь

11

 

«Приют, сияньем муз одетый...»

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-3ч

12

 

Композитор — имя ему народ.

13

 

Музыкальные инструменты России.  Оркестр русских народных инструментов.

14

 

О музыке и музыкантах

 

 

В концертном зале-4ч

15

 

Музыкальные инструменты

16

 

Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

17

 

Не молкнет сердце чуткое Шопена...

18

 

«Патетическая соната» Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра»

 

 

День, полный событий -1ч

19

 

Зимнее утро. Зимний вечер

 

 

В музыкальном театре-6ч

20

 

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (II-III действие)

21

 

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)

22

 

«Исходила младешенька…»

23

 

Русский Восток. Восточные мотивы

24

 

Балет И.Стравинского «Петрушка»

25

 

Театр музыкальной комедии

 

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»-2ч

26

 

Исповедь души.

27

 

Мастерство исполнителя.

 

 

«О России петь — что стремиться в храм» -3ч

28

 

Праздников праздник, торжество из торжеств.

29

 

Светлый праздник

30

 

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -1ч

31

 

Праздники русского народа. Троицын день

 

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3ч

32

 

Музыкальные инструменты

33

 

Музыкальный сказочник

34

 

Рассвет на Москве-реке