Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на     тему: "Условия жизни растений».

Учитель: Яковлева И.Н.


ЦЕЛЬ УРОКА:

Создать условия для:

-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;.

ЗАДАЧИ:

1.     ознакомить учащихся с условиями жизни растений : вода, свет, тепло, воздух, почва;

2.     продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;

3.     развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

4.     воспитывать бережное отношение к растениям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети учатся:

-выделять свойства растений, которые позволяют их отнести к живым существам;

- определять условия, необходимые для жизни растений

УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОСТИЖНИЯ ЭТОГО РЕЗУЛЬТАТА:

- описывать свойства растений;

- доказывать, что растение- это живое существо;

- выдвигать предположения об условиях необходимых для жизни растений.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Силуэт ромашки из бумаги, с надписью «Растение – живое существо», с обратной стороны на лепестках надписи: растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается; карточки со словами “ВОДА”, “ТЕПЛО”, “СВЕТ”, “ВОЗДУХ”; ПОЧВА

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

-учебник для 1 класса О.Т. Поглазова “Окружающий мир”. Часть 1.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

-учебник для 1 класса О.Т. Поглазова “Окружающий мир».
-тетрадь

                                    ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель

Вот книжки на столе , а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Важнее без сомненья нет предмета-

Окружающий мир- предмет  ведь этот.

-Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня изучать на уроке окружающего мира?

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)

- Что мы будем изучать на уроке?

2. Актуализация знаний.

- А что вы знаете о растениях?( видео: деревья, кустарники, травы)

 -Какие растения вы знаете?
-На какие группы можно разделить растения?

 -К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (К комнатным растениям.)
 -Что общего у всех растений?

-Как они появляются на свет?

3. Постановка учебной задачи.

1) Чтение темы и цели в учебнике.

Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам   стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

4. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

На доске изображение ромашки. В центре надпись «Растение – живое существо». На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.

- Отгадайте загадку:

На лугу сестрички - жёлтый глазок, белые реснички.( ромашки)

-Одна сестричка- ромашка у нас на уроке. Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

- Вы хорошо говори , но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?

Цель исследования: Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

5.     Исследование в малых группах (по иллюстрациям).

6.     Физкультминутка

7.     Обмен информацией.

- Что вы узнали, исследуя рисунки?

8. Связывание информации, обобщение.

Учитель переворачивает лепестки ромашки.

- Сравните свойства растений, выделенные вами с теми, что записаны на лепестках.

-Все ли факты вы обнаружили?

Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться. Растение – живое существо.

9.Применение.

–Мы доказали, что растение – живое существо. Тогда возникает следующий вопрос, а что же ему необходимо для жизни?

-Кто знает, как начинается жизнь растений? Мы с вами проращивали семена фасоли в 2-х баночках. В одной баночке у нас находились семена под мокрой тряпочкой, а в другой семена под сухой тряпочкой.  Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей.)

-Какие семена проросли?

-Что повлияло на то, что семена стали прорастать?

Рассказ учащихся по наблюдениям.

Учитель вывешивает на доске карточки “ВОДА”, “ТЕПЛО”.

-Откуда в природе растения получают воду и тепло?
-Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?
-Что необходимо сделать с проросшими семенами?
-Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?
-Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)
-Что же необходимо для жизни растений? (Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва)

 Учащиеся делают вывод, используя опорные слова на доске

- Ну ещё одно- бережное отношение со стороны человека.

 10.Работа с учебником с. 74-75.

-Какое растение видите? Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек.

-Рассмотрите, как с желудя начинается жизнь дуба.

- С чего начинается жизнь дуба? При помощи компьютера расставьте рисунки в правильном порядке? Остальные проверяют по учебнику.

с. 71 в учебнике. Работа по рисункам.

Учитель. Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.

Чтение учащихся по учебнику.

-Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)

11. Практическая работа.

1) Беседа

 - У кого есть дома комнатные растения?

-Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?

- А вы помогаете? Что вы делаете?

- Как правильно ухаживать за растениями? С помощью компьютера сгруппируйте рисунки в две колонки.

2) Освоение приёмов ухода за комнатными растениями ( полив, протирание листьев, рыхление почвы).

12. Итог урока. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: Как живут растения? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос?

-Что необходимо для жизни растений?

- Оцените свои достижения, выбрав маску.