УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНИЯ» (учебник Н.Б. Истоминой)

 

 

 

ТЕМА УРОКА: Точка. Прямая и кривая линии.

 

ЦЕЛИ УРОКА: продолжить работу по закреплению ранее усвоенных понятий и по формированию у школьников умений выделять признаки различных объектов, ориентируясь на которые они учатся сравнивать, классифицировать, обобщать;

познакомить учащихся с геометрическими фигурами;

научить пользоваться линейкой.

 

 

ХОД  УРОКА:

 

 

I.                   Повторение.

 

1.     Разгадайте правило построения ряда предметов.

(предметы появляются постепенно на экране)

                           
 
     
     
             
 

 

 

 

 


- Что изменилось? (форма и размер)

-                                             - Какое правило повторилось? (меняется форма и размер)

 

-                     Какой из этих фигур можно продолжить наш ряд, чтобы соблюдалось данное правило? (нет) Почему?

                   
   
         
 

 

 

 


2.Посмотрите, что теперь будет меняться?

(предметы появляются постепенно на экране)

 

                   
     
     
       
 

 

 

 


                      (меняется цвет и размер)

-         Закройте глазки и подумайте, по какому правилу изменялись кружки?

               ( цвет и размер)

 

-         Я могу поставить сюда следующую фигуру (появляется на экране),

 
 

 

 

 


чтобы продолжить данный ряд?  (нет) Почему? (не изменился размер).

-         А если я поставлю другую фигуру (появляется на экране),

 
 

 

 

 


 чтобы продолжить наш ряд?  (нет)  Почему? (изменилась форма).

 

 

2.     – Из чего были составлены наши ряды?

-         Какие ещё геометрические фигуры вы знаете? (перечислить).

 

 

II.                Работа над новым материалом.

 

1.     Я хочу познакомить вас с необычными геометрическими фигурами.

а) У вас  у каждого на парте лежат листочки. Возьмите их и рассмотрите внимательно.

 
 

 

 

 

 

 

 


-               Кто увидел здесь какую-нибудь геометрическую фигуру?

           (варианты ответов уч-ся)

 

Вы назвали по-разному эту геометрическую фигуру. Давайте договоримся, что эту фигуру будем называть  ТОЧКОЙ.

 

                 б) А теперь посмотрите на экран.

-                                             - Что это за фигуры здесь нарисованы?

 

           
 
   
   
 
 

 

 

 

 

 

-                                              

-                                              


-                                             - Покажите линию, проходящую через красную точку. (кривая линия)

-                                             - Я могу назвать эту линию «прямой»? (нет)

-                                             - А как её назвать? (кривая)

 

В математике такие линии называют «КРИВЫМИ»

 

-                     А есть ещё линия, которая проходит через красную точку? (да)

-                     Покажите.

-                     Можем ли мы её назвать «кривой»? (нет)

-                     А как её назвать? (прямая)

 

Такая линия в математике называется «ПРЯМОЙ».

 

 

2.     Практическая работа. Знакомство с линейкой.

 

а) Посмотрите на свой листочек. Найдите на нём нашу точку. Теперь проведите через эту точку прямую линию.

-                     А как проверить, прямая линия или нет? (варианты ответов)

Для этого нужна ЛИНЕЙКА.

      

               б) Поднимете глазки на экран. Рассмотрите внимательно рисунок. Здесь показано, как правильно работать с линейкой:

левая рука – держит линейку,

правой рукой по верху линейки проводим линию.

 

А теперь правильно приложите линейку к своей линии на листке.

Я пройду, посмотрю.

-              Проведите через эту точку ещё одну прямую линию, но уже по линейке.

-              А можно ещё одну?

 

                в) Поставьте ещё одну точку на листке. Проведите через неё кривую линию.

-              Нужна вам будет линейка?

Проводите, а я посмотрю.

Вот что я увидела:

 

 

 

 

 

 

 

 

-              Какой из этих вариантов правильный?

-              Почему не подходят другие варианты?

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

3.          Работа с учебником.  (стр. 39)

 

Чтение темы.

-              Вы все себе представляете, что это такое?

А про луч вы узнаете на следующем уроке.

 

№ 81 стр. 39:

Прочтите задание. Рассмотрите внимательно рисунок.

(похожи прямые линии, слева – красные, справа – синие)

- Почему они похожи?        (прямые)

-              А какие здесь есть ещё линии?  (кривые)

 

№ 82 стр. 39:

Читаем задание. И опять внимательно рассматриваем рисунок.

-              Ваши варианты?  (по цвету, по форме).

 

 

4.          Работа на компьютере.

Загружаем программу «Логомиры».

Поставьте 2 точки. Через эти 2 точки проведите кривую линию. А я посмотрю.

Вот некоторые ваши варианты:

 

 

 

 

 

 

-              Какой вариант правильный?

-              Почему вы не выбрали другие варианты?

-              А сколько можно провести таких кривых линий через эти две точки? (много)

-              Проведите разным цветом.

 

 

III.      Обобщение.

 

-         Что нового узнали сегодня на уроке?

-         Чему научились?