Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы;

развитие интереса к книге, устойчивого желания читать.

Задачи:

развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отношения

совершенствование устной речи учащихся;

воспитание культуры общения и установления взаимоотношений с друзьями и сверстниками, участвующих в занятии;

развитие эмоционального восприятия окружающего мира;

развитие добрых человеческих качеств.

развитие интеллектуальных способностей учащихся;

Оборудование:

мультимедийная установка;

листочки с дерева мудрости; подсказки с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни писателей; портреты русских писателей (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, В.Г.Короленко); ручки, листочки , карандаши

Правила:

Для проведения викторины необходимо выбрать две команды по 4-6 человек.

За каждое правильно выполненное задание команда получает 5 очков. Команда, выполнившая задание второй получает 4 очка. Если допущены какие-то ошибки – 3 очка. В конце игры подсчитываются очки и жетоны, и проходит награждение команд и лучших игроков.

Разминка

  1. Кто из былинных героев мог выдернуть из земли соху, которую не в состоянии была вытащить целая дружина? (Микула Селянинович)
  2. Кто написал произведение, содержащее советы и поучения? (Вл. Мономах)
    1. В каком произведении читатель сталкивается с системой опричнины 16 века? (Песня про царя Ивана Грозного…)
    2. Где учился А. С. Пушкин? (В Лицее)
    3. Как звали бабушку М. Ю. Лермонтова, у которой он воспитывался? (АрсеньеваМария Алексеевна)
    4. Героем стихотворения какого поэта стала птичка? (Державин)

1 конкурс – «Кто я?»

Командам зачитывается по частям словесный портрет какого-либо литературного героя, которого они должны отгадать. Дается три попытки. С каждой попыткой оценка снижается.

Словесный портрет 1:«Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой». (5 баллов)

«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла)

«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)

Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)

Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)

«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)

«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)

Ответ: Илья Муромец («Русские народные былины»)

Словесный портрет 3. Он «был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место ... (5 баллов)

«Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися черными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи. Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков»… (3 балла)

Ему «приписывали выстрел из ружья, который постиг соперника в ту минуту, когда он брился перед зеркальцем, висевшим у окна». (1балл)

Ответ: Маттео Фальконе (герой одноименной новеллы Проспера Мериме)

2 конкурс Кто быстрее?

Расшифруйте запись и ответьте на вопрос, какую страну в сказке «Путешествие Нильса» автор называет гусиной страной?

◘~▼◘~◄♦★►

~

ю

д

а

н

л

п

и

Ответ: Лапландию.

3 конкурс. Реши уравнение. (Решение словесных уравнений вида: слово Х = слово А + слово В)

Даны уравнения вида Х = А+ В, в которых Х, А, В есть некоторые слова или определения.Расшифровав слова и соединив их, получим слово Х. – героя сказки или повести. Расшифровав слово, вспомните, в каком произведении встречается этот герой.

1. Х = А + В

А – местоимение 2 спряжения,

Б – любимая песенка лягушонка.

Ответ: Тыква – Родари Приключения Чиполлино.

2. Х = А + В

А – имя человека, который у Карлы украл кораллы.

Б. – то, что приносит с собой герой сказок Г.Андерсена. Оле Лукойе

Ответ:Карлсон. Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

3. Х = А + В

А –предмет необходимый человеку сломавшему ногу (в ед. числе.)

Б - парная глухая для буквы Г

В – окончание в родительном падеже в слове цветы

Ответ:КостыльковЛагин Старик Хоттабыч

4. Х = А + В+С

А – парная глухая для буквы Г

Б – союз

С – орган человека отвечающий за вывод лишней воды из организма

Ответ: Кнопочка. Носов Приключения Незнайки и его друзей.

4 конкурс Из какого литературного произведения эти отрывки?

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь! (И.С. Крылов «Квартет»)

  1. Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

(А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

  1. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь близко. (А.С.Пушкин «Метель»)
  2. Позвольте-с, расскажу все по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната была полна народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми.

(А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

5. Ведьма поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком

мелькала вверху.

(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

6. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень,

которые стерегли табун.

(И.С.Тургенев «Бежин луг»)

7. Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)

  1. –Я и забыл совсем, - вдруг воскликнул он. – У меня изюм чудесный,

знаете, такой, без косточек. (Л.Н.Толстой «Петя Ростов»)

9. –Извините, ваше - ство, я вас обрызгал, я нечаянно.

-Ничего, ничего. (А.П.Чехов «Смерть чиновника»)

10. А воз и ныне там. (И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

11. Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно,

потом кладет и берет щипцы. (А.П.Чехов «Хирургия»)

12. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье мое песком и илом?

(И.А.Крылов «Волк и Ягненок»)

13. А баран – то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша!»

(И.С.Тургенев «Бежин луг»)

14. Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится.

Лучше гайки не найтить. И тяжелая, и дыра есть.

(А.П.Чехов «Злоумышленник»)

15. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все

стороны широчайшей улыбкой. Сам он съежился, сгорбился. Его

чемоданы, узлы, картонки съежились. (А.П.Чехов «Толстый и тонкий»)

16. Проказница Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть ….. (И.А.Крылов «Квартет»)

17. Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец. («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

18. –Ай же ты, оратай – оратаюшко,

Как – то тебя да именем зовут,

Нарекают тебя да по отечеству? («Вольга и Микула Селянинович»)

5 конкурс. Определите, из каких произведений и кому принадлежат данные цитаты и отрывки.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид … - Медный всадник.

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому. – Песня про царя…

А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой? Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?– Тарас Бульба.

Ещё одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному… - Борис Годунов.

Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза. – Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен. –Песнь о вещем Олеге.

6 конкурс. Из какого литературного произведения эти герои?(учитель называет имя и ли фамилию героя , а ученик называет произведение .За каждый правильный ответ команда получает 1 очко)

  1. Бурмин (А.С.Пушкин «Метель»)

2. Чуб (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством») 3. Павлуша (И.С.Тургенев «Бежин луг») 4. Денисов (Л.Н.Толстой «Петя Ростов») 5. Нафанаил (А.П.Чехов «Толстый и тонкий») 6.Алексей (А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка») 7.Оксана (Гоголь «Ночь перед Рождеством») 8. Венсан Босс (Л.Н.Толстой «Петя Ростов») 9. Иван Дмитриевич Червяков (А.П.Чехов «Смерть чиновника») 10. Вонмигласов (А.П.Чехов «Хирургия») 11. Игнашка, Семена кривого сын (Чехов «Злоумышленник») 12. Солоха (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством») 13. Ильюша (И.С.Тургенев «Бежин луг») 14.Бризжалов (А.П.Чехов «Смерть чиновника») 15.Порфирий (А.П.Чехов «Толстый и тонкий») 16.Микула Селянинович («Вольга и Микула Селянинович») 17.Соловей разбойник, Одихмантьев сын («Илья Муромец и Соловей Разбойник») 18.Григорий Иванович Муромский (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

7 конкурс«Галерея»

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где находятся портреты знакомых им писателей. Все портреты пронумерованы. Каждая команда получает подсказку с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни этих писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно подписать портреты. На выполнение дается 3 минуты. Оценивается правильность и быстрота.

8 конкурс. Разгадайте ребусы.(в каждой клеточке зашифровано имя сказочного героя)

з

йка

Чи1/2ино

Кноп,.

а

о

ська

Тык,2

Хо (т)2

Ответ: Знайка, Чиполлино, Кнопочка, Авоська, Тыква, Хоттабыч.

9 конкурс«Дерево мудрости»

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах, у доски находятся чистые листы бумаги и ручки, разбросаны листочки с дерева мудрости, на которых написаны вопросы. По сигналу учителя начинается конкурс. Все члены команды подходят к столу по одному, выбирают листок с вопросом. Ответ записывают на листе бумаги. Каждый имеет право сразу ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Тот также подходит к столу, отвечает на вопрос, возвращается к команде. Время – 5 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Конкурс капитанов

Капитан каждой команды получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора. Время 3- 4 минуты.

1. Автор повести «Чучело» (В.Железняков)

2. Автор стихов «Няне», «Зимнее утро» (А.С.Пушкин)

3. Автор повести «Ночь перед Рождеством» (Н.В.Гоголь)

4. Автор рассказа «Исповедь» (Ги де Мопассан)

5. Автор новеллы «Маттео Фальконе» (Проспер Мериме)

6. Автор стихотворений «Тучи», «Утес» (М.Ю.Лермонтов)

7. Автор стихотворения «Дорога» (Николай Платонович Огарев)

8. Автор рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» (А.П.Чехов)

9. Автор повести «Дети подземелья» (В.Г.Короленко)

10. Автор рассказа «Му-Му» (И.С.Тургенев)

Пока жюри подводит итоги конкурсов мы с вами по прослушанному отрывку назовём литературное произведение и его автора.

  • На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали, таким образом, довольно далеко. Веселье так и кипело. В самый разгар его отку­да-то прикатили большие сани, выкра­шенные в белый цвет. В них сидел чело­век, укутанный в белую меховую шубу и с такой же шапкой на голове. Сани объе­хали кругом площади два раза; (мальчик) живо привязал к ним свои санки и пока­тил.

(Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)

  • Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

«Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?»

Вожатый удивился –

Трамвай остановился.

(С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный» )

  • А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать. Только никто на это не жаловался: очень уж была каша вкусная и сладкая!

(Братья Гримм «Горшок каши» )

  • Этот автомобиль работал на газированной воде с сиро­пом. Посреди машины было устроено сиденье для во­дителя, а перед ним помещался бак с газированной во­дой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень... Такие газированные ав­томобили были очень распространены среди короты­шек.

(Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» )

  • Тем временем король, проезжая мимо, заметил по пути прекрасный замок и пожелал войти туда. Кот услыхал, как гремят по подъемному мосту колеса королевской ка­реты и, выбежав навстречу, сказал королю: «Добро по­жаловать в замок, ваше величество!»

(Шарль Перро «Кот в сапогах» )

  • ...Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

(ИЛ.Крылов «Лебедь, щука и рак»)

  • А Мартынка тем временем снова своих молодцев выз­вал, потребовал наряды боярские да карету золоченую с шестеркой лошадей. «А лошади, говорит, чтоб были бу­рые, одна волосинка золотая, другая — серебряная!» Гла­зом не успел моргнуть — все было доставлено. Мартын­ка оделся, сел в карету и поехал по хрустальному мосту к царскому дворцу.

(Русская народная сказка «Волшебное кольцо»)

  • Возле площади затор — Поломался светофор: Загорелся желтый свет, А зеленого все нет... Сто машин стоят, гудят — С места тронуться хотят. Три, четыре, пять минут Им проезда не дают.

(СВ. Михалков «Дядя Степа-милиционер»)

  • Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на ло­шади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Лови его! Держи его!» А он, знай, сани погоняет. При­ехал в лес...

(Русская народная сказка «По щучьему веленью» )

  • Дошел до обрыва, откуда позапрошлой ночью сорвался в лопухи. Внизу увидел грязный пруд, где жила черепа­ха... По дороге к пруду спускалась тележка, ее тащили две худые, как скелеты, овцы с ободранной шерстью. На козлах сидел жирный кот, с надутыми щеками, в золо­тых очках, — он служил при губернаторе тайным нашептывателем в ухо. Позади него — важный Лис, гу­бернатор.

(А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» )

Итог викторины

Учитель: Мы с вами сегодня проверили знание литературных произведений. Надеемся, вы и в дальнейшем будете интересоваться литературой, следить за научными достижениями в этой области . Спасибо всем.

Использованная литература

1. Детская литература: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ В.П. Аникин, В.В.Агеносов, Э.З.Ганкина,и др.; Под ред. Е.Е.Зубаревой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.- 399 с.

2. Златопольский Д. М. Интеллектуальные игры в информатике. – СПб.: БХВ - Петербург, 2004. – 400 с.: ил.

3. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс. Пособие для учителей и учащихся.- М.: Школьная пресса, 2004.- 64 с., ил. 4.Пушкин А.С. , Москва АСТ Олимп, 1998 год