Тема "Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки"



ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Дать первичное понятие о наречии как части речи (его грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли).
  2. Формировать общеучебные навыки: на основе наблюдения делать выводы, распределять слова в группы, составлять опорный конспект.
  3. Развивать умение употреблять наречие в речи, подбирать к ним синонимы и антонимы.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности за выполняемое задание.

ХОД УРОКА

Презентация

1. Мотивационное начало урока. Звучит музыка.

В руках учителя нить.

- Что это такое?

- Да, это нить. Незатейливая вещь, не так ли?

- А это что такое?

- Узелок. Давайте немного пофантазируем и представим себе, что это не простая нить, а путеводная, которая поможет нам развязать узелок, т.е. познакомиться с новой для нас частью речи. Что это за часть речи, вы узнаете несколько позже. А пока давайте задумаемся над словами великого американского драматурга Бернарда Шоу:“Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”.

- Как вы понимаете эти слова? Как могли бы их использовать сегодня на уроке?

2. Интерактивная игра “Бегунок”.

- Что ж, давайте начнём нашу деятельность. Перед вами на доске в беспорядке расположились слова.Попробуйте как-то их систематизировать,распределить в группы. По какому признаку вы бы распределили их в группы? (Группы однокоренных слов, по частям речи). Давайте распределим их в группы по частям речи.

Веселье, веселиться, весело, весёлый,веселящийся.

Снизиться, низенький, низина, низко,снижающийся.

Послушно, слушать, слух, слушающий, послушный.

- Какие слова не вошли ни в одну из групп?

К какой части речи они относятся, вы узнаете,если разгадаете филворд.

3. Филворд.

Вычеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся сложите слово – название изучаемой нами части речи.

(Приложение №1)

Н

А

С

Т

Б

Я

В

П

Р

Е

О

Л

Э

З

Ю

О

Ч

И

Б

Т

Ф

Л

Я

С

Е

П

Ю

Х

Э

Х

В

Ф

З

М

М

4. Постановка учебных задач.

- Какие задачи мы должны с вами поставить перед собой, чтобы развязать сложный узелок, именуемый наречием?

- По каким признакам мы распределяем слова в группы “части речи”?

(грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

5. Групповая работа – исследовательская лаборатория.

1 группа: Найдите в словаре С.И.Ожегова определение слова “наречие”. Подберите к нему однокоренные слова. От какого слова оно произошло? Подготовьте рассказ на основе своих выводов от лица наречия.

2 группа: Проанализируйте словосочетания,сделайте вывод о том, к какой части речи примыкает (относится) наречие и на какие вопросы оно отвечает.

Ослепительно

красивый, спускаться вниз,расположитьсясправа, связаться накануне,слышитсясверху, рассердиться поневоле,притворятьсяназло.

-Какие виды орфограмм встретились в словосочетаниях?

3 группа: Проанализировав предложения, сделайте вывод о том, какими членами предложения являются наречия.

Направо

от огорода тихо пошлёпывала и изредкавздрагивала от невзначай налетевшего ветра тёмная ольховая роща, налево тянулось необозримое поле.

-Определите вид предложения.

6. Физпауза

Давайте быстро отдохнём:
Глубоко мы все вздохнём,
Высоко поднимем руки,
Прогоним срочно лень и скуку.
Повернёмся влево, вправо.
Отдохнули? Вот и славно!

- Узнали ли вы в этом стихотворении наречия?

7. Проверка заданий.

В ходе проверки заполните опорный конспект:

(Приложение №2)

Наречие – это_________________________________часть речи, объединяющая слова

с общим грамматическим значением______________________________ .

Наречия отвечают на вопросы_______________________________________________

и относятся к____________________________________________________________ .

Наречия обладают следующими морфологическими признаками:___________________

__________________________________________________________________________ .

В предложении наречия обычно являются _______________________________________ .

8. Работа с учебником.

- Что осталось в конспекте незаполненным?

Прочитайте определение наречия по учебнику,стр. 81, дополните конспект.

9. Проверим интуицию

Записывают под диктовку наречия, употреблённые в заданиях 2 и 3 групп: вниз, справа, накануне,сверху, поневоле, назло, направо, изредка,невзначай, налево.

Самопроверка по доске.

10. Творческая работа (с выбором заданий).

1) Спишите предложения, вставьте пропущенные наречия, подчеркните их как члены предложения:

Три девицы под окном пряли____________ вечерком.

Только вымолвить успела, дверь ____________заскрипела.

_______________ князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

Слова для справок: тихонько, снова, поздно.

2) Подберите к данным наречиям синонимы и антонимы:

Быстро (стремительно, медленно).

Внезапно (неожиданно, предугаданно) .

Тихо (неслышно, громко).

Всюду (везде, нигде).

3) Напишите сочинение – миниатюру на тему“Поздняя осень”, используя наречия.

Слова для справок: пасмурно, тихо, везде,стремительно, невзначай, по-зимнему, скоро и т.д.

4) Индивидуальное задание: сочинить стихотворение о наречии.

11. Проверка заданий.

- Какую роль в речи играют наречия?

12. Домашнее задание.

- выучить определение наречия, стр. 81.

-Упр. 199 или сочинить грамматическую сказку о наречии.

13. Рефлексия.

Узелок мы развязали,
О наречии много узнали.

Обратимся вновь к словам Б.Шоу.

- Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали? Чему научились? С каким настроением покидаете урок?

14. Постановка проблемной задачи на следующий урок.

- Как вы думаете, все ли узелки в теме “Наречие”нам удалось сегодня развязать?

Входит “Наречие”, плачет, тянет за собой мешок с карточками со смысловыми вопросами наречий.

Уч.: Ты о чём, Наречие, плачешь?

Н.: Плачу я о том, что мне приходится тяжелее, чем другим частям речи. Вот, напримерсуществительное имеет всего два вопроса: кто? и что?, глагол – что делать? что сделать? А у меня вон сколько смысловых вопросов, можно запутаться.

Уч.: Ничего, Наречие, мы с ребятами попробуем на следующем уроке запомнить все твои вопросы и значения.

15. Объявление оценок.