Тема:«Не рождается зло от добра и обратно, Различать их нам взгляд человеческий дан»



Конспект урока по литературе в 7 классе

Задачи:

  1. Формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе , раскрытие авторского замысла;
  2. Развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, лексический запас слов : кроткий, блаженный и других;
  3. Воспитывать чувства сострадания, умение быть внимательным и открытым другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.

Ход урока:

Эпиграф:Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. ( А. Н. Радищев)(слайд 1)

1. Слово учителя:

- Добро и зло , лютая ненависть и святая любовь… как разнообразны чувства людей и какие разные сами люди : несчастные и счастливые, нежные и жестокие… Посмотрите портретный ряд. Вы не найдете ни одного похожего лица. А за каждым из них свой характер, судьба, эпоха. Как это увидеть?

- А что значит, быть непохожим на других? Легко ли быть непохожим? Что чувствует такой человек?

- Встречались ли вам герои произведений, не имеющие сходства с окружающими их людьми ?

-И в прочитанном вами дома рассказе А. Платонова вы также встретились с героем , отличающимся от других людей. Это Юшка.

- Что почувствовали вы, читая рассказ?

Чем вас взволновал герой этого рассказа? Что запомнилось?

Цель нашего урока: от языка произведения, художественно- языковой формы подойти к раскрытию идейного содержания, авторскому замыслу.

  1. – Случайно ли называется рассказ?

–Итак, мы прочитали первые строчки. Вы чувствуете, что здесь присутствует автор? Как?

- И именно глаза автора передают нам образ главного героя, причем, не сразу называя его по имени. ( постепенное приближение: старый на вид человек, он, Ефим, Юшка)

-Используя текст, опишите Юшку,

Внешние черты героя _ это основа его характера, и Платонов подробно описывает образ. Но что является главным в этой характеристике? ( неостывающиеслезы, белое тело- словно душа сквозь мирскую оболочку)

- Попробуйте охарактеризовать его одним словом (запись на доске, Работа со значением слов и происхождением)

- Что не согласуется в описании Юшки и той жизни , кот. Он вел? ( слабые руки , тяжелая работа)

Работа со значением слова «юшка» (словарь Даля) (слайд 2)

- Какие чувства вызывает у вас такой образ?

  1. А как относятся к нему окружающие? Дети? ( чтение отрывков)

- Как вы понимаете значение слова «терзать»? Попробуйте дать определение с помощью синонимов. ( Запись: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить)

Работа со словарем.

В словаре С. Ожегова «терзать»: 1 . Разрывать на части . 2. Мучить нравственно.

- В каком значении использует это слово Платонов.( Первое значение – согласуется с именем- кровь, незаживающая рана. Второе - проявление отношения детей)

- Почему дети, которые только начинают жить и ,значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они от него ждут?

- В отрывке 3 раза встречается слово «правда».

- Дети не могут поверить , что такой человек ,как Юшка может быть живым, ведь он не как все.

- Какие чувства испытывает при этом Ефим? Какие у вас возникли чувства?

  1. – Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые ,чем дети, люди?

- Вас что-то удивило в предложении, начинающем отрывок? ( « взрослые ругали их…» хочется продолжить6 «за такое отношение к Юшке» но этого нет)

- Как объясняет автор такое отношение?

- Прав ли Юшка., когда говорит Даше: « Меня , Даша, народ любит»?

- Почему он испытывает не возмущение, а жалость?

- Как перекликаются слова Даши6 «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!» с началом рассказа?

  1. Мучительно жить Ефиму среди людей, в городе, И он находит место, где ему хорошо, где он не скрывает своей любви к живым существам .Это природа,

Путешествия в человеческие сердца и сознание, в самое потаенное на свете, происходят с непременным обращением Платонова к природе с населяющим ее миром насекомых и животных. Все они вместе с травой и облаками выступают у него как сопроводители основных персонажей.

- Что влечет героя в природу? ( безлюдье)Чтение описания природы

- В чем необычность восприятия героем природы?( живет по своим законам как единый организм, частью которого становится Юшка)

- Задействованы все чувства6 обоняние( благоухание). Зрительные образы, слух, осязание – что это дает нам?

- Что необычное во фразе « смотрел в облака»…( использует предлог в , а не на) . Что может видеть в них Юшка?

- Что позволяет увидеть живую природу Платонова?( прием олицетворения)

Рассматриваются иллюстрации.(слайды 3-5)

- В природе герой даже видит образ близкий ему.( работающие кузнечики)

- Но почему он старался не дышать на них?( впитывая в себя людскую злобу и не возвращая ее, он боялся, наверное , занести эту заразу в прекрасный чистый мир)

- В одном предложении можно увидеть единение героя с миром природы. «Он склонился…» В главных частях – действия Юшки, в придаточных - мир природы, соединяют собой обособленные обстоятельства – чувства Юшки : забота и сострадание.

- В каких предложениях дается описание состояния человека ? (легко, в покое и тепле дремал, не чувствовал недуга, больная грудь отдыхала , «шел весело дальше, как здоровый человек» - именно сейчас Платонов дает возраст Юшки – 40 лет)

- В отличие от этого ,как описывается состояние в то лето, когда он не пошел? (болезнь мучила его тело и истощала его, брел )

- Мы подошли к самому трагическому эпизоду рассказа. И начинается он предложением «веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним..»

Обычное действие, Платонов передает глаголом. Но именно с этого момента что-то изменяется в повествовании. Обратите внимание на вид глаголов , встречающихся до этого. Они почти все несов. вида. Основное значение несов. вида – длительность и повторяемость действия , незаконченность. Встречающиеся глаголы совершенного вида – поругает, возьмет хворостину, погонится, отозвался злом, развесил, испортить.( о Юшке, но не принадлежат ему), отбежали. Отойдите ( о детях, но не принадлежат им)

- Во второй части Платонов передает действия героев глаголами сов. Вида( и Юшки, и людей) Почему?

- Доводят дело до конца, Юшка вдруг изменяется.

- Разговор начинает прохожий. Как строится его первая фраза – по типу вопросительные предложения , но нет ? Потому-то он и не ожидал, что Юшка ответит. Но произошло то, чего все люди хотели видеть: Юшка осерчал( ср. дети «начинали серчать»)

- Почему автор не называет убийцу человеком? Что он хочет показать? Откуда взялась сила для удара?

- Прохожий называет Юшку в начале разговора «блажной». В русском языке есть слово однокоренное этому - «блаженный». Значение этих слов?

Работа со словарем. Блажной – взбаломошный, неуравновешенный, сумасбродный. Блаженный – в вышей степени счастливый, глуповатый.

- Какое из них действительно подходит для характеристики Юшки в первой части? А в сцене с прохожим?

- Признали ли люди Юшку своим? Раскаялись?

  1. - Что происходит в городе после смерти Юшки? Последствия того, что выпал из общества один человек?

- Почему? (исход символичен и поучителен)

- Чего не сумели сделать люди?( обращение к эпиграфу. Увидеть человека в другом!)

- Но этим рассказ не заканчивается. Людям дается шанс изменить себя.(приезд девушки) Вот он росток добра, сохраненный Ефимом. Какое чувство вселяет в нас этим Платонов ?

  1. 6. Итоги.

- Что должен сделать каждый, чтобы быть человеком?

- Пройдя путь нравственного очищения ,прозрев сердцем, увидеть человека в другом.

- С помощью чего доносит до нас эту мысль Платонов? ( язык, худож. средства произведения смогли затронуть самые глубинные струны души и в нас зазвучала песня, возможно, именно такая - …….

- Непохожий - от греческого «путь, дорога» Юшка прошел свой путь страдая и радуясь. А как вы думаете, что значит быть непохожим?

Домашнее задание:– Написать творческую работу на тему «Что значит быть непохожим?»(слайд 6)