Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5

Х.Восточный Советского района»

 

Урок русского языка в 7-м классе

Тема "Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки"

Учитель: Филатова  Ирина Владимировна

учитель русского языка и литературы

II квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            х.Восточный

2010 г.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Дать первичное понятие о наречии как части речи (его грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли).
  2. Формировать общеучебные навыки: на основе наблюдения делать выводы, распределять слова в группы, составлять опорный конспект.
  3. Развивать умение употреблять наречие в речи, подбирать к ним синонимы и антонимы.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности за выполняемое задание.

ХОД УРОКА

Презентация

1. Мотивационное начало урока. Звучит музыка.

В руках учителя нить.

- Что это такое?

- Да, это нить. Незатейливая вещь, не так ли?

- А это что такое?

- Узелок. Давайте немного пофантазируем и представим себе, что это не простая нить, а путеводная, которая поможет нам развязать узелок, т.е. познакомиться с новой для нас частью речи. Что это за часть речи, вы узнаете несколько позже. А пока давайте задумаемся над словами великого американского драматурга Бернарда Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”.

- Как вы понимаете эти слова? Как могли бы их использовать сегодня на уроке?

2. Интерактивная игра “Бегунок”.

- Что ж, давайте начнём нашу деятельность. Перед вами на доске в беспорядке расположились слова. Попробуйте как-то их систематизировать, распределить в группы. По какому признаку вы бы распределили их в группы? (Группы однокоренных слов, по частям речи). Давайте распределим их в группы по частям речи.

Веселье, веселиться, весело, весёлый, веселящийся.

Снизиться, низенький, низина, низко, снижающийся.

Послушно, слушать, слух, слушающий, послушный.

- Какие слова не вошли ни в одну из групп?

К какой части речи они относятся, вы узнаете, если разгадаете филворд.

3. Филворд.

Вычеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся сложите слово – название изучаемой нами части речи.

(Приложение №1)

Н

А

С

Т

Б

Я

В

П

Р

Е

О

Л

Э

З

Ю

О

Ч

И

Б

Т

Ф

Л

Я

С

Е

П

Ю

Х

Э

Х

В

Ф

З

М

М

 

4. Постановка учебных задач.

- Какие задачи мы должны с вами поставить перед собой, чтобы развязать сложный узелок, именуемый наречием?

- По каким признакам мы распределяем слова в группы “части речи”?

(грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

5. Групповая работа – исследовательская лаборатория.

1 группа: Найдите в словаре С.И. Ожегова определение слова “наречие”. Подберите к нему однокоренные слова. От какого слова оно произошло? Подготовьте рассказ на основе своих выводов от лица наречия.

2 группа: Проанализируйте словосочетания, сделайте вывод о том, к какой части речи примыкает (относится) наречие и на какие вопросы оно отвечает.

Ослепительно

красивый, спускаться вниз, расположиться справа, связаться накануне, слышится сверху, рассердиться поневоле, притворяться назло.

-Какие виды орфограмм встретились в словосочетаниях?

3 группа: Проанализировав предложения, сделайте вывод о том, какими членами предложения являются наречия.

Направо

от огорода тихо пошлёпывала и изредка вздрагивала от невзначай налетевшего ветра тёмная ольховая роща, налево тянулось необозримое поле.

-Определите вид предложения.

6. Физпауза

Давайте быстро отдохнём:
Глубоко мы все вздохнём,
Высоко поднимем руки,
Прогоним срочно лень и скуку.
Повернёмся влево, вправо.
Отдохнули? Вот и славно!

- Узнали ли вы в этом стихотворении наречия?

7. Проверка заданий.

В ходе проверки заполните опорный конспект:

(Приложение №2)

Наречие – это_________________________________часть речи, объединяющая слова

 с общим грамматическим значением______________________________ .

Наречия отвечают на вопросы_______________________________________________

 

 и относятся к____________________________________________________________ .

Наречия обладают следующими морфологическими признаками:___________________

__________________________________________________________________________ .

В предложении наречия обычно являются _______________________________________ .

 

 

8. Работа с учебником.

- Что осталось в конспекте незаполненным?

Прочитайте определение наречия по учебнику, стр. 81, дополните конспект.

9. Проверим интуицию

Записывают под диктовку наречия, употреблённые в заданиях 2 и 3 групп: вниз, справа, накануне, сверху, поневоле, назло, направо, изредка, невзначай, налево.

Самопроверка по доске.

10. Творческая работа (с выбором заданий).

1) Спишите предложения, вставьте пропущенные наречия, подчеркните их как члены предложения:

Три девицы под окном пряли____________ вечерком.

Только вымолвить успела, дверь ____________заскрипела.

_______________ князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

Слова для справок: тихонько, снова, поздно.

2) Подберите к данным наречиям синонимы и антонимы:

Быстро (стремительно, медленно).

Внезапно (неожиданно, предугадано) .

Тихо (неслышно, громко).

Всюду (везде, нигде).

3) Напишите сочинение – миниатюру на тему “Поздняя осень”, используя наречия.

Слова для справок: пасмурно, тихо, везде, стремительно, невзначай, по-зимнему, скоро и т.д.

4) Индивидуальное задание: сочинить стихотворение о наречии.

11. Проверка заданий.

- Какую роль в речи играют наречия?

12. Домашнее задание.

- выучить определение наречия, стр. 81.

-Упр. 199  или сочинить грамматическую сказку о наречии.

13. Рефлексия.

Узелок мы развязали,
О наречии много узнали.

Обратимся вновь к словам Б. Шоу.

- Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали? Чему научились? С каким настроением покидаете урок?

14. Постановка проблемной задачи на следующий урок.

- Как вы думаете, все ли узелки в теме “Наречие” нам удалось сегодня развязать?

Входит “Наречие”, плачет, тянет за собой мешок с карточками со смысловыми вопросами наречий.

Уч.: Ты о чём, Наречие, плачешь?

Н.: Плачу я о том, что мне приходится тяжелее, чем другим частям речи. Вот, например существительное имеет всего два вопроса: кто? и что?, глагол – что делать? что сделать? А у меня вон сколько смысловых вопросов, можно запутаться.

Уч.: Ничего, Наречие, мы с ребятами попробуем на следующем уроке запомнить все твои вопросы и значения.

15. Объявление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5

х.Восточный Советского района»

 

 

Урок литературы

Тема: «Не рождается зло от добра и обратно,

Различать их нам взгляд человеческий дан»

( по рассказу А. Платонова «Юшка»)»

 

 

Учитель: Филатова  Ирина Владимировна

учитель русского языка и литературы

II квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         х.Восточный

2010 г.

 

Конспект урока по литературе в 7 классе

 

Задачи:

  1. Формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе, раскрытие авторского замысла;
  2. Развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, лексический запас слов: кроткий, блаженный и других;
  3. Воспитывать чувства сострадания, умение быть внимательным и открытым другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.

Ход урока:

Эпиграф: Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.    ( А. Н. Радищев) (слайд 1)                               

1. Слово учителя:

- Добро и зло , лютая ненависть и святая любовь… как разнообразны чувства людей и какие разные сами люди : несчастные и счастливые, нежные и жестокие… Посмотрите портретный ряд. Вы не найдете ни одного похожего лица. А за каждым из них свой характер, судьба, эпоха.  Как это увидеть?

- А что значит, быть непохожим на других? Легко ли быть непохожим? Что чувствует такой человек?

- Встречались ли вам герои произведений, не имеющие сходства с окружающими их  людьми?

 -И в прочитанном вами дома рассказе А. Платонова вы также встретились с героем , отличающимся от других людей. Это Юшка.

- Что почувствовали вы, читая рассказ?

 Чем вас взволновал герой этого рассказа? Что  запомнилось?

Цель нашего урока: от языка произведения, художественно - языковой формы подойти к раскрытию идейного содержания, авторскому замыслу.

  1. – Случайно ли называется  рассказ?

       –Итак, мы прочитали первые строчки. Вы чувствуете, что здесь присутствует автор? Как?

-  И именно глаза автора передают нам образ главного героя, причем, не сразу называя его по имени. ( постепенное приближение: старый на вид человек,  он,  Ефим,  Юшка)

 -Используя текст, опишите Юшку,

Внешние черты героя _ это основа его характера, и Платонов подробно описывает образ. Но что является главным в этой характеристике?                                                        (не остывающие слезы, белое тело - словно душа сквозь мирскую оболочку)

-         Попробуйте охарактеризовать его одним словом (запись на доске, Работа со значением слов и происхождением)

-         Что не согласуется в описании Юшки и той жизни, кот. Он вел? ( слабые руки , тяжелая работа)

Работа  со значением слова «юшка» (словарь Даля) (слайд 2)

-  Какие чувства вызывает у вас такой образ?

  1. А как относятся к нему окружающие?  Дети? ( чтение отрывков)

-         Как вы понимаете значение слова «терзать»? Попробуйте дать определение с помощью синонимов. ( Запись: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить)

Работа со словарем.

В словаре С. Ожегова «терзать»: 1 . Разрывать на части . 2. Мучить нравственно.

-   В каком значении использует это слово Платонов. ( Первое значение – согласуется с именем - кровь, незаживающая рана. Второе  - проявление отношения детей)

-         Почему дети, которые только начинают жить и ,значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они от него ждут?

-         В отрывке 3 раза встречается слово «правда».

-         Дети не могут поверить, что такой человек, как Юшка может быть живым, ведь он не как все.

-         Какие чувства испытывает при этом Ефим? Какие у вас возникли чувства?

  1. – Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

-         Вас что-то удивило в предложении, начинающем отрывок? (« взрослые ругали их…» хочется продолжить: «за такое отношение к Юшке»  но этого нет)

-         Как объясняет автор такое отношение?

-         Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «  Меня, Даша, народ любит»?

-         Почему он испытывает не возмущение, а жалость?

-         Как перекликаются слова Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!» с началом рассказа?

  1. Мучительно жить Ефиму среди людей, в городе, И он находит место, где ему хорошо, где он не скрывает своей любви к живым существам .Это природа,

Путешествия в человеческие сердца и сознание, в самое потаенное на свете, происходят с непременным обращением Платонова к природе  с населяющим ее миром насекомых и животных. Все они вместе с травой и облаками выступают у него как сопроводители основных персонажей.  

-         Что влечет героя в природу? ( безлюдье)                                                                                   Чтение описания природы

-         В чем необычность восприятия героем природы? (живет по своим законам как  единый организм, частью которого становится  Юшка)

-         Задействованы все чувства: обоняние (благоухание). Зрительные образы, слух, осязание – что это дает нам?

-         Что необычное во фразе « смотрел в облака»…( использует предлог в, а не на). Что может видеть в них Юшка?

-         Что позволяет увидеть живую природу Платонова? (прием олицетворения)

             Рассматриваются иллюстрации. (слайды 3-5)

-     В природе герой даже видит образ близкий ему (работающие кузнечики).

-         Но почему он старался не дышать на них? (впитывая в себя людскую злобу и не возвращая ее, он боялся, наверное, занести эту заразу в прекрасный чистый мир)

-         В одном предложении можно увидеть единение героя с миром природы. «Он склонился…»     В главных частях – действия Юшки, в придаточных  - мир природы, соединяют собой обособленные обстоятельства – чувства Юшки: забота и сострадание.

-         В каких предложениях дается описание состояния человека ? (легко, в покое и тепле дремал, не чувствовал недуга, больная грудь отдыхала , «шел весело дальше, как здоровый человек» - именно сейчас Платонов дает возраст Юшки – 40 лет)

-         В отличие от этого, как описывается состояние в то лето, когда он не пошел? (болезнь мучила его тело и истощала его, брел)

-         Мы подошли к самому трагическому эпизоду рассказа. И начинается он предложением «веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним..»

Обычное действие, Платонов передает глаголом. Но именно с этого момента что-то изменяется в повествовании. Обратите внимание на вид глаголов, встречающихся до этого. Они почти все несов. вида. Основное значение несов. вида – длительность и повторяемость действия , незаконченность. Встречающиеся глаголы совершенного вида – поругает, возьмет хворостину, погонится, отозвался злом, развесил, испортить. (о Юшке, но не принадлежат ему), отбежали. Отойдите (о детях, но не принадлежат им)

-         Во второй части Платонов передает действия героев глаголами сов. Вида( и Юшки, и людей) Почему?

-         Доводят дело до конца, Юшка вдруг изменяется.

-         Разговор начинает прохожий. Как строится его первая фраза – по типу вопросительные предложения , но нет ?   Потому-то он и не ожидал, что Юшка ответит. Но произошло то, чего все люди   хотели видеть: Юшка осерчал (ср. дети  «начинали серчать»)

-         Почему автор не называет убийцу человеком? Что он хочет показать? Откуда взялась сила для удара?

-         Прохожий называет Юшку в начале разговора «блажной». В русском языке есть слово однокоренное этому -  «блаженный». Значение этих слов?

 Работа со словарем.  Блажной – взбаломошный, неуравновешенный, сумасбродный.          Блаженный – в вышей степени счастливый, глуповатый.

-         Какое из них действительно подходит для характеристики Юшки в первой части? А в сцене с прохожим?

-         Признали ли люди Юшку своим? Раскаялись?

  1. -  Что происходит в городе после смерти Юшки? Последствия того, что выпал из общества    один  человек?

-         Почему?  (исход символичен и поучителен)

-         Чего не сумели сделать люди?( обращение к эпиграфу.    Увидеть человека в другом!)

-         Но этим рассказ не заканчивается. Людям дается шанс изменить себя.(приезд девушки) Вот он росток добра, сохраненный Ефимом. Какое чувство вселяет в нас этим Платонов ?

  1. 6.     Итоги.

-         Что должен сделать каждый, чтобы быть человеком?

-         Пройдя путь нравственного очищения ,прозрев сердцем, увидеть человека в другом.

-         С помощью чего доносит до нас эту мысль Платонов? (язык, худож. средства произведения смогли затронуть самые глубинные струны души и в нас зазвучала песня, возможно, именно такая - …….

-         Непохожий  - от греческого «путь, дорога» Юшка прошел свой путь страдая и радуясь. А как вы думаете, что значит быть непохожим?

 

Домашнее задание:– Написать творческую работу на тему «Что значит быть непохожим?» (слайд 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викторина - игра  «Сказочная классика» для 7 класса

 

Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы;

 развитие интереса к книге, устойчивого желания читать.

Задачи:

развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отношения

совершенствование устной речи учащихся;

воспитание культуры общения и установления взаимоотношений с друзьями и сверстниками, участвующих в занятии;

развитие эмоционального восприятия окружающего мира;

развитие добрых человеческих качеств.

развитие интеллектуальных способностей учащихся;

 

Оборудование:

мультимедийная установка;

листочки с дерева мудрости;                                                                                                   подсказки с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни писателей;       портреты русских писателей (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,   А.П. Чехова, В.Г. Короленко);                                                                                                            ручки, листочки , карандаши

Правила:

Для проведения викторины необходимо выбрать две  команды по 4-6 человек.

За каждое правильно выполненное задание команда получает 5 очков. Команда, выполнившая задание второй получает 4 очка. Если допущены какие-то ошибки – 3 очка. В конце игры подсчитываются очки и жетоны, и проходит награждение команд и лучших игроков.

 

Разминка

  1. Кто из былинных героев мог выдернуть из земли соху, которую не в состоянии была вытащить целая дружина? (Микула Селянинович)
  2. Кто написал произведение, содержащее советы и поучения?                           (Вл. Мономах)
    1. В каком произведении читатель сталкивается с системой опричнины 16 века? (Песня про царя Ивана Грозного…)
    2. Где учился А. С. Пушкин? (В Лицее)
    3. Как звали бабушку М. Ю. Лермонтова, у которой он воспитывался? (Арсеньева Мария Алексеевна)
    4. Героем стихотворения какого поэта стала птичка? (Державин)

 

1 конкурс – «Кто я?»

Командам зачитывается по частям словесный портрет  какого-либо литературного героя, которого они должны отгадать. Дается три попытки. С каждой попыткой оценка снижается.

Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой».  (5 баллов)

«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города».   (3 балла)

«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)

Ответ:  Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин)

Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками».  (5 баллов)

«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из  самых популярных героев былин».   (3 балла)

«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)

Ответ:  Илья Муромец («Русские народные былины»)

Словесный портрет 3.  Он «был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место ... (5 баллов)

«Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися черными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи. Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков»… (3 балла)

Ему «приписывали выстрел из ружья, который постиг соперника в ту минуту, когда он брился перед зеркальцем, висевшим у окна».  (1балл)

Ответ: Маттео Фальконе (герой одноименной новеллы Проспера Мериме)

 

2 конкурс  Кто быстрее?

 Расшифруйте запись и ответьте на вопрос, какую страну в сказке «Путешествие Нильса» автор называет гусиной страной?

◘~▼◘~◄♦★►

~

ю

д

а

н

л

п

и

 

Ответ: Лапландию.

3 конкурс.  Реши уравнение. (Решение словесных уравнений вида: слово Х = слово А + слово В)

Даны уравнения вида Х = А+ В, в которых Х, А, В есть некоторые слова или определения. Расшифровав слова и соединив их, получим слово Х. – героя сказки или повести. Расшифровав слово, вспомните, в каком произведении встречается этот герой.

1. Х = А + В

А – местоимение 2 спряжения,

Б – любимая песенка лягушонка.

Ответ: Тыква – Родари Приключения Чиполлино.

                  2. Х = А + В

А – имя человека, который у Карлы украл кораллы.

Б. – то, что приносит с собой герой сказок Г.Андерсена. Оле Лукойе

Ответ: Карлсон. Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

 

3. Х = А + В

А –предмет необходимый человеку сломавшему ногу (в ед. числе.)

Б - парная глухая для буквы Г

В – окончание в родительном падеже в слове цветы

Ответ: Костыльков Лагин Старик Хоттабыч

                   4. Х = А + В+С

А – парная глухая для буквы Г

Б – союз

С – орган человека отвечающий за вывод лишней воды из организма

Ответ: Кнопочка. Носов Приключения Незнайки и его друзей.

4 конкурс Из какого литературного произведения эти отрывки?

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!        (И.С. Крылов «Квартет»)

  1. Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!    

(А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

  1. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь близко.  (А.С. Пушкин «Метель»)
  2. Позвольте-с, расскажу все по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната была полна народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми.

     (А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)

5.  Ведьма поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком           

     мелькала вверху.

     (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

6.  Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень,     

     которые стерегли табун.

     (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

7.  Гляжу, поднимается медленно в гору

     Лошадка, везущая хворосту воз.   (Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)

  1. –Я и забыл совсем, - вдруг воскликнул он. – У меня изюм чудесный,

     знаете, такой, без косточек.     (Л.Н. Толстой «Петя Ростов»)

9. –Извините, ваше - ство, я вас обрызгал, я нечаянно.

    -Ничего, ничего.               (А.П. Чехов «Смерть чиновника»)

10. А воз и ныне там.   (И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

11. Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, 

      потом кладет и берет щипцы.   (А.П. Чехов «Хирургия»)

12. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

      Здесь чистое мутить питье мое песком и илом?

      (И.А. Крылов «Волк и Ягненок»)

13. А баран – то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша!»

      (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

14. Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится.

      Лучше гайки не найтить. И тяжелая, и дыра есть.

      (А.П. Чехов «Злоумышленник»)

15. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все   

      стороны широчайшей улыбкой. Сам он съежился, сгорбился. Его  

      чемоданы, узлы, картонки съежились. (А.П. Чехов  «Толстый и тонкий»)

16. Проказница Мартышка,

      Осел,

      Козел

      Да косолапый Мишка

      Затеяли сыграть …..           (И.А. Крылов «Квартет»)

17. Из того ли то из города из Мурома,

      Из того села да с Карачарова

      Выезжал удаленький дородный добрый молодец.                                                   («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

18. –Ай же ты, оратай – оратаюшко,

      Как – то тебя да именем зовут,

      Нарекают тебя да по отечеству? («Вольга и Микула Селянинович»)

5 конкурс. Определите, из каких произведений и кому принадлежат данные цитаты и отрывки.

               Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид … - Медный всадник.

 

                               Я скажу тебе, православный царь:

                                        Я убил его вольной волею,

                                        А за что про что – не скажу тебе,

                                        Скажу только Богу единому. – Песня про царя…

 

А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой? Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?– Тарас Бульба.

 

                                        Ещё одно, последнее сказанье -

                                        И летопись окончена моя,

                                        Исполнен долг, завещанный от Бога

                                        Мне, грешному… - Борис Годунов.

 

Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза. – Повесть о Петре и Февронии Муромских.

 

                                        Волхвы не боятся могучих владык,

                                        А княжеский дар им не нужен;

                                        Правдив и свободен их вещий язык

                                        И с волей небесною дружен. –Песнь о вещем Олеге.

 

6 конкурс. Из какого литературного произведения эти герои?( учитель называет имя и ли фамилию героя , а ученик называет произведение .За каждый правильный ответ команда получает 1 очко)

  1. Бурмин        (А.С. Пушкин «Метель»)

2.  Чуб               (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)                                                                            3.  Павлуша       (И.С. Тургенев «Бежин луг»)                                                                                   4.  Денисов        (Л.Н. Толстой «Петя Ростов»)                                                                                                5.  Нафанаил       (А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)                                                                          6.Алексей            (А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»)                                                                           7.Оксана              (Гоголь «Ночь перед Рождеством»)                                                                                           8.  Венсан Босс     (Л.Н. Толстой «Петя Ростов»)                                                                                     9.  Иван Дмитриевич Червяков (А.П. Чехов «Смерть чиновника»)                                                      10. Вонмигласов    (А.П. Чехов «Хирургия»)                                                                              11. Игнашка, Семена кривого сын (Чехов «Злоумышленник»)                                                 12. Солоха             (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)                                                                  13. Ильюша             (И.С. Тургенев «Бежин луг»)                                                                                14.Бризжалов                     (А.П. Чехов «Смерть чиновника»)                                                   15.Порфирий                       (А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)                                                                  16.Микула Селянинович       («Вольга и Микула Селянинович»)                                    17.Соловей разбойник, Одихмантьев  сын        («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)                                                                                                                                        18.Григорий Иванович Муромский     (А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)

7 конкурс«Галерея»

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где находятся портреты знакомых им писателей. Все портреты пронумерованы. Каждая команда получает подсказку с фамилиями, именами, отчествами и датами жизни этих писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно подписать портреты. На выполнение дается 3 минуты. Оценивается правильность и быстрота.

8 конкурс. Разгадайте ребусы.(в каждой клеточке зашифровано имя сказочного героя)

 

    з

йка

 

Чи1/2ино

Кноп,.

а

 

 

о

 

 

ська

 

Тык,2

Хо (т)2

 

Ответ: Знайка, Чиполлино, Кнопочка, Авоська, Тыква, Хоттабыч.

 

9 конкурс«Дерево мудрости»

Конкурс проводится  в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах, у доски находятся чистые листы бумаги и ручки, разбросаны листочки     с дерева мудрости, на которых написаны вопросы. По сигналу учителя начинается конкурс. Все  члены команды подходят к столу по одному, выбирают листок с вопросом. Ответ записывают на листе бумаги. Каждый имеет право сразу ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Тот также подходит   к столу, отвечает на вопрос, возвращается к команде. Время – 5 минут. Каждый  правильный ответ оценивается в 1 балл.

Конкурс капитанов

Капитан каждой команды получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора. Время  3- 4 минуты.

1. Автор повести «Чучело» (В. Железняков)

2. Автор стихов «Няне», «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)

3. Автор повести «Ночь перед Рождеством» (Н.В. Гоголь)

4. Автор рассказа «Исповедь» (Ги  де Мопассан)

5. Автор новеллы «Маттео Фальконе» (Проспер Мериме)

6. Автор стихотворений «Тучи», «Утес» (М.Ю. Лермонтов)

7. Автор стихотворения «Дорога» (Николай Платонович Огарев)

8. Автор рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» (А.П. Чехов)

9. Автор повести «Дети подземелья» (В.Г. Короленко)

10. Автор рассказа «Му-Му» (И.С. Тургенев)   

 Пока жюри подводит итоги конкурсов  мы с вами по прослушанному отрывку назовём литературное произведение и его автора.

  • На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали, таким образом, довольно далеко. Веселье так и кипело. В самый разгар его отку­да-то прикатили большие сани, выкра­шенные в белый цвет. В них сидел чело­век, укутанный в белую меховую шубу и с такой же шапкой на голове. Сани объе­хали кругом площади два раза; (мальчик) живо привязал к ним свои санки и пока­тил.

(Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)

 

  • Однажды на трамвае

            Он ехал на вокзал

            И, двери открывая,

            Вожатому сказал:

            «Глубокоуважаемый

            Вагоноуважатый!

            Вагоноуважаемый

            Глубокоуважатый!

            Во что бы то ни стало

            Мне надо выходить.

            Нельзя ли у трамвала

            Вокзай остановить?»

            Вожатый удивился –

            Трамвай остановился.

(С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный» )

 

  • А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать. Только никто на это не жаловался: очень уж была каша вкусная и сладкая!

(Братья Гримм «Горшок каши» )

 

  • Этот автомобиль работал на газированной воде с сиро­пом. Посреди машины было устроено сиденье для во­дителя, а перед ним помещался бак с газированной во­дой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень... Такие газированные ав­томобили были очень распространены среди короты­шек.

(Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

 

  • Тем временем король, проезжая мимо, заметил по пути прекрасный замок и пожелал войти туда. Кот услыхал, как гремят по подъемному мосту колеса королевской ка­реты и, выбежав навстречу, сказал королю: «Добро по­жаловать в замок, ваше величество!»

(Шарль Перро «Кот в сапогах»)

 

  • ...Везти с поклажей воз взялись,

           И вместе трое все в него впряглись;

           Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

(ИЛ. Крылов «Лебедь, щука и рак»)

  • А Мартынка тем временем снова своих молодцев выз­вал, потребовал наряды боярские да карету золоченую с шестеркой лошадей. «А лошади, говорит, чтоб были бу­рые, одна волосинка золотая, другая — серебряная!» Гла­зом не успел моргнуть — все было доставлено. Мартын­ка оделся, сел в карету и поехал по хрустальному мосту к царскому дворцу.

(Русская народная сказка «Волшебное кольцо»)

 

  • Возле площади затор — Поломался светофор: Загорелся желтый свет, А зеленого все нет... Сто машин стоят, гудят — С места тронуться хотят. Три, четыре, пять минут Им проезда не дают.

(СВ. Михалков «Дядя Степа-милиционер»)

 

  • Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на ло­шади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Лови его! Держи его!» А он, знай, сани погоняет. При­ехал в лес...

(Русская народная сказка «По щучьему веленью» )

 

  • Дошел до обрыва, откуда позапрошлой ночью сорвался в лопухи. Внизу увидел грязный пруд, где жила черепа­ха... По дороге к пруду спускалась тележка, ее тащили две худые, как скелеты, овцы с ободранной шерстью. На козлах сидел жирный кот, с надутыми щеками, в золо­тых очках, — он служил при губернаторе тайным нашептывателем в ухо. Позади него — важный Лис, гу­бернатор.

(А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» )

 

Итог викторины

Учитель: Мы с вами  сегодня  проверили знание литературных произведений. Надеемся, вы и в дальнейшем будете интересоваться литературой, следить за научными достижениями в этой области . Спасибо всем.

Использованная литература

 

 

 

 

 

1. Детская литература: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина, и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.- 399 с.

2. Златопольский Д. М. Интеллектуальные игры в информатике. – СПб.: БХВ - Петербург, 2004. – 400 с.: ил.

3. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс. Пособие для учителей и учащихся.- М.: Школьная пресса, 2004.- 64 с., ил.                            4.Пушкин А.С. , Москва АСТ Олимп, 1998 год