МОУ «СОШ №5 х. Восточный Советского района Ставропольского края»

 

 

 

Открытый урок.  

 

Первые современные люди. Роль труда в происхождении человека.

 

 

 

 

                          

21. 01.2015г.  6 урок 11 класс

Краткий конспект.

Первые современные люди. Роль труда в происхождении человека.

Цель урока:

Продолжить изучение эволюции человека.

Дать определение понятию “труд”

Попытаться доказать, что трудовая деятельность в узком и широком понимании этого слова, оказала влияние на становление человека.

Вскрыть имеющиеся противоречия, понятия “Homo Sapiens” и тем, что разумность человека не подкреплена генетически (прим. трудовая деятельность животных...эффект Маугли и т.д.)

Вопросы для повторения:

История открытий в области эволюции человека (Люсси)

Роль Ч. Дарвина  в становлении эволюционной теории и эволюционной теории человека....учёные эволюционисты.

Проблемный вопрос:

Как Вы относитесь к следующим утверждениям:

- Человек произошел от обезьяны?!

- Труд из обезьяны сделал человека?!  (История  орангутангов острова Борнео)

Структура урока.

- Орг. Момент.

- Вводное слово.

- Видеофрагмент (эволюция человека)

               

               

 

- Лабораторная работа в творческих группах “питекантропов” и “неандертальцев”

А) В течении 10 минут из предложных артефактов создать как можно больше  приспособлений для трудовой деятельности, как min. Прибор для разжигания огня и прибор для защиты и нападения.

****

 

Б) Заполнить бланки эксперимента ответив на ряд вопросов. (Да, нет)

- была ли Ваша деятельность трудовой? (Да, нет)

- при создании данных приспособлений вы использовали:

-Средства общения (вербальный уровень)? (Да, нет)

-Мелкую моторику рук? (Да, нет)

-Тактильные ощущения? (Да, нет)

-Ресурсы головного мозга? (Да, нет)

-Получили ли Вы дополнительные знания о функциях созданных приспособлений? (Да, нет)

-Представляли ли Вы их заранее (момент творчества)? (Да, нет)

-Могли бы Вы передать знания о свойствах созданных предметов, другим членам социальной группы? (Да, нет)

-Возможно ли дальнейшее усовершенствование  данных артефактов и неожиданные открытия в сфере их использования. (Да, нет)

-Помогут ли данные артефакты в дальнейшей жизни и деятельности Вашей социальной группы? (Да, нет)

-Стала ли Ваша социальная группа сильнее по отношению той, которая не создала подобных приспособлений? (Да, нет)

-Использовали ли Вы, при создании данных предметов, знания полученные от предыдущих поколений? (Да, нет)

-Возможен ли в данном процессе элемент случайности? (Да, нет)

-Можно ли подобные способности закрепить на генетическом уровне? Вариант ответа

нет

Частично да

Закреплено для H.S

 

-Является ли наш урок, как и большинство других уроков, формой трудовой деятельности направленной на дальнейшее эволюционное развитие человека? (Да, нет)

 

Предложите  своё видовое название человека будущего, выбрав из списка:

Homo sapiens  — человек разумный
Homo faber      — человек творящий
Homo loguens  — человек говорящий
Homo novus     — человек новый
Homo bibens    — человек пьющий.
Человек – это звучит гордо, М.Горький
 "На дне"

Заключительный  момент урока:

Сформулируйте понятие (труд)

Считаете ли Вы, что трудовая деятельность способствовала становлению человека, как Вида?

Экспресс тестирование:

    

    

    

Приз:

Потомки обезьян…
 «Ваш старый друг, а ныне потомок обезьяны»…
Седжвик
***
Давно хочу вмешаться в старый спор
Конечно, я немного опоздал…
Но не моя вина, что поздно я родился

И занят был «работой» до сих пор 
А вот теперь, едва глаза продрал…
Почистил зубы, принял душ, побрился
                  
Спешу сюда, за мой рабочий стол
Хоть я «поэт», но и «ученый» тоже…
И не престало мне, тесать с осины кол
Чтоб этим кОлом получить по роже!

Ах милый Гексли, в чем же тут вопрос?
И нет ли в нем какого-то изъяна… 
Что задал окаянный  Вильберфорс…
Мол, кто из Ваших предков обезьяна?

Так вот о предках, помните гусей…
Вот Рим спасли, а чудо здесь какое?
Не захотЕли слушать  правды всей
Что их потомки… годны на жаркое …

А наши предки, право хоть куда!
СинАнтропы, Люси…ПитекантрОпы
Разлились по планете, как вода…
От Африки …до берегов Европы 

ЭрЕктус Хомо,  ХАбилис и РОма …
ПитЕкусы, ФабЕры, ЛОгинс, БИбенс
Все чувствуем себя мы здесь, как дома
Как «завещал» еще великий Гидденс

Так чем же, все же Дарвин знаменит?
Хоть оскорбил его невежда - острослов
Сказать ему должны спасибо твердо…

Что род мы свой, ведем от гоминид
А не гусей, или, к примеру, от ослов
И Homo sapiens, звучит, как прежде гордо!


Aleksei Bryshnevsky

 

 

 

 

Примечания:

 

Друг и учитель Дарвина Сэджвик назвал ее «ошеломляющим парадоксом,высказанным очень смело и с некоторым импонирующим правдоподобием, но в ...Одно из своих писем он закончил так: «В прошлом — ваш старый друга ныне — один из потомков обезьяны».

 

 

 Понятие и сущность труда

 

На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений:

1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей;

2) работа, занятие;

3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь;

4) результат деятельности работы, произведение. 

 

Домашнее задание:

П.15.3 повторить,П.15.4 стр.476-483, вопросы для обсуждения стр. 483

 

 

 

 

Автор :

Учитель химии-биологии А.В. Брюшневский.

 

2015 год.

 

Дополнения:

Технологическая карта лабораторной работы .

 

Заполнить бланки эксперимента ответив на ряд вопросов. (Да, нет)

- была ли Ваша деятельность трудовой? (Да, нет)

- при создании данных приспособлений вы использовали:

*Средства общения (вербальный уровень)? (Да, нет)

*Мелкую моторику рук? (Да, нет)

*Тактильные ощущения? (Да, нет)

*Ресурсы головного мозга? (Да, нет)

*Получили ли Вы дополнительные знания о функциях созданных приспособлений? (Да, нет)

*Представляли ли Вы их заранее (момент творчества)? (Да, нет)

*Могли бы Вы передать знания о свойствах созданных предметов, другим членам социальной группы? (Да, нет)

*Возможно ли дальнейшее усовершенствование  данных артефактов и неожиданные открытия в сфере их использования. (Да, нет)

*Помогут ли данные артефакты в дальнейшей жизни и деятельности Вашей социальной группы? (Да, нет)

*Стала ли Ваша социальная группа сильнее по отношению той, которая не создала подобных приспособлений? (Да, нет)

*Использовали ли Вы, при создании данных предметов, знания полученные от предыдущих поколений? (Да, нет)

*Возможен ли в данном процессе элемент случайности? (Да, нет)

*Можно ли подобные способности закрепить на генетическом уровне? Вариант ответа

нет

Частично да

Закреплено для H.S

 

*Является ли наш урок, как и большинство других уроков, формой трудовой деятельности направленной на дальнейшее эволюционное развитие человека? (Да, нет)

 

Предложите  своё видовое название человека выбрав из списка:

Homo sapiens  — человек разумный
Homo faber      — человек творящий
Homo loguens  — человек говорящий
Homo novus     — человек новый
Homo bibens    — человек пьющий.
Человек – это звучит гордо, М.Горький
 "На дне"

Считаете ли Вы, что трудовая деятельность способствовала становлению человека, как Вида? (Да, нет)

Сформулируйте понятие (труд)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫДАЮЩИЕСЯ  УЧЕНЫЕ -ЭВОЛЮЦИОНИСТЫ XVI -XX вв. 

 

А. ВЕЗАЛИЙ (1514-1564)

Выдающийся естествоиспытатель эпохи Возрождения, один из основоположников научной анатомии, постоянно преследовался церковью за прогрессивные естественнонаучные взгляды.

 

 

У. ГАРВЕЙ (1578-1657)

Английский ученый, один из основоположников  физиологии и эмбриологии, открыл большой и малый круги кровообращения. 

 

 

К. ЛИНЕЙ (1707-1778)

Шведский натуралист и врач. Основоположник принципов и методов систематики органического мира. Основатель и Президент шведской Академии наук.

 

 

 

Д. С. САМОЙЛОВИЧ (1742-1805)

Российский ученый, один из основополож-ников отечественной эпидемиологии, организатор участник борьбы с эпидемиями в России.

 

 

Ж. Б. ЛАМАРК (1744-1829)

Французский естествоиспытатель, зоолог, ботаник, палеонтолог, эволюционист. Предложил термин «биология». Впервые разделил животных на позвоночных и беспозвоночных, создал целостное эволюционное учение. 

 

Ч. ДАРВИН (1809-1882)

Английский натуралист, основатель учения о происхождении видов путем естественного отбора. Основоположник биологической эволюции материи.

 

 

Г. И. МЕНДЕЛЬ (1822-1884) 

Чешский ученый, основоположник генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами.

 

 

Л. ПАСТЕР (1822-1895)

Французский ученый, один из основоположников микробиологии и иммунологии, открыл возбудителей многих инфекционных болезней и предложил методы их предупреждения. Исследовал проблему возможности зарождения жизни.

 

А. УОЛЛЕС (1823-1913)

Английский натуралист, выступивший одновременно с Ч.Дарвином (независимо от него) с теорией естественного отбора. Внес большой вклад в пропаганду дарвинизма и его развитие.

 

 

И. М. СЕЧЕНОВ (1829-1905)

Российский физиолог и мыслитель-материалист, обосновал рефлекторную природу человеческого сознания.

 

 

А. ВЕЙСМАН (1834-1914)

Немецкий зоолог и теоретик эволюционного учения. Основные работы были посвящены вопросам наследственности и индивидуального развития, предвосхитившие современное  представление о хромосомах как носителях наследственности.

 

 

А. Я. КОЖЕВНИКОВ (1836-1902)

Основоположник отечественной невропатологии, организатор и руководитель одной из первых в мире клиник нервных болезней. 

 

 

Р. КОХ (1843-1910)

Немецкий микробиолог, один из основоположников бактериологии и эпидемиологии, объяснил пути распространения сибирской язвы, открыл возбудителя туберкулеза. Лауреат Нобелевской премии 1905г. 

 

 

И. И. МЕЧНИКОВ (1845-1916)

Российский биолог, микробиолог и патолог, один из основоположников учения об иммунитете. Лауреат Нобелевской премии 1908г.

 

 

И. П. ПАВЛОВ (1849-1936)

Русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов по физиологии пищеварения. Лауреат Нобелевской премии 1904г.

 

 

Н. Е. ВВЕДЕНСКИЙ (1852-1922)

Русский физиолог, один из основателей современной нейрофизиологии. Создал учение о природе возбуждения и торможения в нервной системе.

 

 

П. ЭРЛИХ (1854-1915)

Немецкий врач и бактериолог, один из основоположников иммунологии и химиотерапии. Лауреат Нобелевской премии 1908г.

 

 

И. В. МИЧУРИН (1855-1935)

Российский селекционер, создал многие сорта плодовых культур. Благодаря его работам многие южные сорта плодовых культур удалось распространить в среднюю полосу нашей страны и даже в северные районы.

 

 

В. М. БЕХТЕРЕВ (1857-1927)

Российский невропатолог, психиатр, физиолог и морфолог, один из основоположников современной морфологии мозга, открыл ряд образований в головном и спинном мозге, названных его именем. 

 

 

Н. Ф. ГАМАЛЕЯ (1859-1949)

Отечественный микробиолог, один из основателей в нашей стране микробиологии и эпидемиологии. 

 

 

В. И. ВЕРНАДСКИЙ (1963-1945)

Отечественный естествоиспытатель, философ, минералог, Основоположник биогеохимии и учения о биосфере.

 

 

Д. И. ИВАНОВСКИЙ (1864-1920)

Российский ученый, один из основоположников вирусологии, впервые открыл фильтрующий микроорганизм, впоследствии получивший название вируса.

 

 

Т. Г. МОРГАН (1866-1945)

Американский эмбриолог, генетик. Морган и его школа создали хромосомную теорию наследственности. Лауреат  Нобелевской премии 1933г.

 

 

А. Н. СЕВЕРЦОВ (1866-1936)

Российский эволюционист. Автор исследований по сравнительной анатомии позвоночных. Создал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса. 

 

 

Н. К. КОЛЬЦОВ (1872-1940)

Отечественный биолог, цитолог, генетик. Основоположник экспериментального метода исследований в биологии в нашей стране. Впервые выступил с теорией матричной репродукции хромосом. Основатель института

экспериментальной биологии.

 

 

А. ФЛЕМИНГ (1881-1955)

Английский микробиолог, один из основоположников учения об антибиотиках. Впервые выделил антибиотик - пенициллин. Лауреат Нобелевской премии 1945г.

 

С. С. ЧЕТВЕРИКОВ (1882-1959)

Отечественный ученый, эволюционист и генетик. Его работы дали начало современному синтезу генетики и классического дарвинизма.

 

 

И. И. ШМАЛЬГАУЗЕН (1884-1963)

Отечественный зоолог-эволюционист. Разработал проблему целостности организма и механизмов его поддержания в индивидуальном и историческом развитии. Разработал теорию стабилизирующего отбора.

 

Е. Н. ПАВЛОВСКИЙ (1884-1965)

Российский биолог и паразитолог, создал учение о природной очаговости ряда  инфекционных заболеваний, которое легло в основу современных методов их профилактики. 

 

Н. И. ВАВИЛОВ (1887-1943)

Российский ботаник, генетик, растениевод, географ. Сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Создал учение о центрах происхождения культурных растений. Провел серию экспедиций по 40 странам пяти континентов, собрав уникальную коллекцию образцов сортов культурных растений.

 

П. К. АНОХИН (1898-1974)

Российский физиолог, один из основоположников биологической кибернетики.

 

Б. Л. АСТАУРОВ (1904-1974)

Отечественный генетик и эмбриолог. Экспериментально доказал ведущую роль ядра в наследовании признаков вида. Впервые разработал способы направленного получения 100% особей одного пола, заложив тем самым основы теории

регуляции пола.