Внеклассное мероприятие в 9, 10, 11 классах

«Литературная викторина «Кто? Где? Когда?»

(в рамках предметной недели русского языка и литературы)

Автор: учитель МОУ «СОШ №5 х. Восточный» Ж.А. Базыльская

Цель: активизирование знаний учащихся по  творчеству русских писателей XIX века.

Задачи: 1. Формировать умение работать в группе.

2. Продолжить обучение краткому, но полному ответу.

3. Способствовать развитию интереса к русской литературе.

4. Расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

  1. Портреты писателей.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Сигнальные карточки.

4.        Ящик со свечой.

Содержание:

  1. Организационный момент

Правила:

В викторине участвуют 3 команды по 6-7 человек. Учитель зачитывает вопросы командам по очереди и даёт 1-3 минуты  для обсуждения, если команда не даёт верного ответа, право получает команда, которая первой подняла сигнальную карточку.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Викторина состоит из 6 туров и продолжается в течение 45 минут. Победителем становится команда, набравшая большее количество баллов.

  1. Литературная викторина «Кто? Где? Когда?»

1 тур. Вопросы из живописи

(На доске размещены пронумерованные портреты или спроецированы через проектор портреты Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, А.С. Грибоедова)

- Определите, кто изображен на этих портретах.

2 тур. Вопросы из области географии

(Названия населённых пунктов заранее написаны на доске и закрыты, либо спроецированы)

  1. Кому из русских писателей и поэтов принадлежат данные имения:

А. Ясная Поляна

Б. Болдино

В. Шахматово

Г. Грешнево

Д. Тарханы

Е. Спасское-Лутовиново

 

  1. С какими литературными персонажами связаны данные географические названия:

А. Богучарово

Б. Машук

В. Никольское

Г. Кистенёвка

Д. Отрадное

Е. Калинов

 

  1. Кто из русских писателей окончил:

А. Московский благородный пансион

Б. Нежинскую гимназию

В. Славяно-греко-латинскую академию

Г. Высшее военное инженерное училище

Д. Школу гвардейских лейб-прапорщиков

Е. Московский университет медицинский факультет

 

3 тур. Вопросы из области истории

1. Кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя, и какое произведение было им написано под впечатлением этого события? (Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»)

2. Кто из русских поэтов служил на Кавказе, командовал сотней, его именем чеченские женщины пугали своих детей, и был представлен к награждению именной саблей «За храбрость»? (М.Ю.Лермонтов)

3. Кто из русских писателей, являясь дипломатом, участвовал в переговорах и помог России подписать мирный договор с Персией? (А.С.Грибоедов)

4.Какой русский поэт был воспитателем наследника русского престола Александра II? (В.А.Жуковский)

5. Кто из русских поэтов был повешен по приказу царя за организацию декабрьского восстания 1825 года? (К.Ф.Рылеев)

6. Какой русский писатель в XIX веке совершил кругосветное путешествие на корабле, в каком произведении он описал это событие? (А.И.Гончаров «Фрегат Паллада»)

7. Кто из русских писателей написал «Историю государства Российского»? (Н.М.Карамзин)

8. Кто из русских писателей написал «Историю Пугачёвского бунта»? (А.С.Пушкин)

9. Кто из русских поэтов написал цикл стихов «На поле Куликовом»? (А.Блок)

 

 

 

 

 

 

 


 

 

4 тур. Определите, биографии каких писателей и поэтов представлены в приведённых ниже фрагментах:

1.)             Родился в дворянской семье. В 11 лет поступил в гимназию. Учился неровно, часто болел. В 16 лет отец забрал его из гимназии и на следующий год отправил в Петербург, в Дворянский полк (военную школу). Вместо школы юноша пытается в Петербурге поступить в университет, но тщетно. Два года он посещает университет вольнослушателем, отец отказывает ему в материальной поддержке. Юноша остаётся без средств к существованию, живёт скудными литературными заработками (пишет водевили, стихи и критические заметки для газет и журналов). В 22 года сближается с Белинским. Организует издание альманаха «Физиология Петербурга», к участию в котором привлекает Белинского. В 26 лет вместе с Панаевым приобретает права на издание журнала «Современник».

(Н.А.Некрасов)

 

2.)             Обстоятельства своего рождения он стыдился и старался их скрывать. Его мать, немка, будучи беременна уже вторым ребёнком сбежала от мужа с русским офицером. В России они незаконно обвенчались, а через несколько месяцев после венчания родился мальчик, который был подложно записан на фамилию отца. Обман раскрылся, когда юноше исполнилось 14 лет. Он был лишён всех дворянских прав и записан на фамилию матери. В 40 лет приобрёл поместье в Орловской губернии, хозяйничал весьма успешно. Умер в возрасте 72 лет.

(А.А.Фет – Шеншин)

 

3.)             Родился в Орловской губернии, начальное воспитание получил в семье. Своё образование продолжил в Московском Университетском Благородном Пансионе, где раскрылся его поэтический талант. По характеру был человеком скромным. Не приходилось ни знатностью, ни богатством гордиться. Все современники отмечали в нём высокую внутреннюю культуру, требовательность к себе и окружающим. С 1815 года – активный участник литературного общества «Арзамас». В самом расцвете творчества был приглашён в императорскую семью в качестве наставника Цесаревича. Он много путешествовал по России, Европе. Был дружен с Пушкиным и Вяземским, Карамзиным и Гоголем, немецким художником Фридрихом и поэтом Л.Тиком. Последние годы своей жизни  провёл за границей. Умер в Германии в 1852 году.

(В.А.Жуковский)

 

5 тур. Вопросы и вопросики

  1. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
  2. Название какого произведения известного русского писателя является наречием? («Накануне» И.С.Тургенев )
  3. Какой роман известного русского писателя начинается  словами на французском языке? («Война и мир» Л.Н.Толстого)
  4. Кто из русских писателей владел 8 иностранными языками?(А.С.Грибоедов: латинский, английский, французский, арабский, итальянский, персидский, греческий, немецкий)
  5. Кто из русских писателей в возрасте 70 лет катался на коньках, в 75 увлекался велосипедным спортом, в 82 года быстро ездил  верхом на лошади?  (Л.Н.Толстой)
  6. Какие  чудеса были за морем в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина? (Белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь)

6 тур. Чёрный ящик

Предмет, лежащий в этом ящике известен людям очень давно, когда-то, а иногда и сейчас, он является просто необходимым в доме. С ним тепло и уютно, он вызывает на откровенный разговор. Он бывает маленьким и большим, белым и цветным, а иногда и плавающим. Без него не обходится ни одно семейное торжество. Может применяться количественно от одного до бесконечности. Что в ящике? (Свеча)

 

 

 

7 тур

Задание командам:

Написать стихотворение, используя данную рифму:

Свеча – горяча

Горела – смотрела

 

 

 

 

 

8 тур Инсценирование  басни.

 

Итоги.

Подведение итогов, награждение победителей.