1. Пояснительная записка

1.1. Целью элективного курса является:

– обеспечение дополнительной поддержки учащихся 10-11 классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике с целью получения аттестата о среднем образовании (эта часть программы предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровней).

Задачи курса:

  • ·развитие физической интуиции;
  • ·приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня  процессов во всех областях жизнедеятельности человека.

Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.

Цель курса:

  • ·развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать;
  • ·формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний;
  • ·создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс предназначен для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает  цели обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики.

План рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

1.3. Методические особенности изучения курса.

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции же предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому они должны носить обзорный характер при минимальном объёме математических выкладок. Теоретический материал удобно обобщить в виде таблиц. Форму таблицы может предложить учитель, а заполняет её ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени эффективность курса определяется именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3–4 часов в неделю.

В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической моделей рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач: в стандартных ситуациях – для сдающих ЕГЭ с целью получения аттестата, а в изменённых или новых ситуациях – для желающих сдать экзамен на профильном уровне. При решении задач рекомендуется широкое использование аналогий, графических методов, физического эксперимента. Экспериментальные задачи включаются в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использование электронных пособий.

1.4. Формы и виды самостоятельной работы и контроля

Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Объём домашнего задания должен составлять 7–10 задач (1–2 задачи повышенного уровня с кратким ответом, типа В, 1–2 задачи повышенного или высокого уровня с развёрнутым ответом, типа С, остальное – задачи базового уровня с выбором ответа, типа А).

Оценивать динамику освоения курса учащимися и получать данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса следует, проводя:

– текущие десятиминутные мини-контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа (см.: Касьянов В.А. и др. «Физика. Тетрадь для контрольных работ. Базовый уровень. 10–11-й классы: тесты», «Физика. Тетрадь для контрольных работ. Профильный уровень. 10–11-й классы»);

– получасовые контрольные работы-тесты по окончании каждого раздела;

– итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

Ввиду малой численности групп достаточно двух вариантов работы по 6 задач по любой теме (4 – типа А, базового уровня; 1 – типа В, повышенного уровня; 1 – типа С, повышенного или высокого уровня). Оценивание каждой задачи: типа А – 1 балл, типа В – 2 балла, типа С – 4 балла. Критерии оценивания контрольной работы: 9–10 баллов – «5»; 7–8 баллов – «4»; 4–6 баллов – «3»; 3 и менее баллов – «2».

Так как целью контрольной работы в данном случае является не столько оценка и сравнение достижений учащихся, сколько предоставление им возможности испытать свои силы, нет смысла стремиться к безукоризненной равноценности содержания вариантов. Напротив, целесообразно охватить заданиями возможно более широкий круг вопросов и на дом задать решение задач второго варианта контрольной работы.

Для итогового тестирования рекомендуется использовать два или более вариантов по 10 заданий в каждом. Распределение задач итогового тестирования по разделам :

тип А, с выбором ответа (7 задач);

тип В, с кратким свободным ответом (2 задачи);

тип С, с развёрнутым свободным ответом (1 задача);

Оценивание каждой задачи экзаменационной работы: задача типа А – 1 балл, типа В – 2 балла, типа С – 3 балла. Критерии оценивания всей работы: 13–15 баллов – «5»; 9–12 баллов – «4»; 6–8 баллов – «3»; 5 и менее баллов – «2».

2. Содержание разделов программы.

 

10-й класс, 34 ч.

2.1. Эксперимент (1 ч).

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

2.2. Механика (11 ч).

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: сила тяжести, сила упругости, сила трения, сила гравитационного притяжения. Законы Кеплера.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в механике. Уравнение Бернулли – приложение закона сохранения энергии в гидро- и аэродинамике.

2.3.  Молекулярная физика и термодинамика (12 ч).

Статистический и динамический подходы к изучению тепловых процессов. Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами.

Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики, расчёт КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Карно.

Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Давление Лапласа.

2.4. Электродинамика (электростатика и постоянный ток) (10 ч).

Электростатика. Напряжённость и потенциал электростатического поля точечного и распределённого зарядов. Графики напряжённости и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в электрическом поле.

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчёт разветвлённых электрических цепей. Правила Кирхгофа. Шунты и добавочные сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.

 

11-й класс, 34 ч.

2.6. Магнитное поле (6 ч).

Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Суперпозиция электрического и магнитного полей.

Электромагнитная индукция. Применение закона электромагнитной индукции в задачах о движении металлических перемычек в магнитном поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

2.7.Колебания и волны (10 ч).

Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.

Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.

Переменный ток. Резонанс напряжений и токов в цепях переменного тока. Векторные диаграммы.

Механические и электромагнитные волны. Эффект Доплера.

2.8. Оптика (11 ч).

Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных и движущихся предметов в тонких линзах, плоских и сферических зеркалах. Оптические системы. Прохождение света сквозь призму.

Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционных максимумов и минимумов. Расчёт интерференционной картины (опыт Юнга, зеркало Ллойда, зеркала, бипризма и билинза Френеля, кольца Ньютона, тонкие плёнки, просветление оптики). Дифракция света. Дифракционная решётка. Дисперсия света.

2.9. Квантовая физика (7 ч).

Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора для расчёта линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:

-навыки самостоятельной работы;

-овладеют  умениями анализировать условие задачи, формулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи.

4. Список используемой литературы и электронных ресурсов.

1.  Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева, В.А. Пивень; под ред. В.А. Касьянова «Физика. Подготовка к ЕГЭ. Элективный курс». — М.: Издательство «Экзамен», 2007 — 128 с. (Серия «Элективный курс»):

2.  Кабардин О.Ф.. Орлов В.А., Кабардина С.И. Тесты по физике для классов с углубленным изучением физики. Уровни «В» и «С». –М.: Вербум-М, 2002.- 306 с.

3.  Козел С.М. Сборник задач по физике, - М.: Наука, 1983.

4.  Москалёв А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Дрофа, 2007.- 224 с.

5.  Физика. 11 класс: элективные курсы/Сост. О.А.Маловик.- Волгоград: Учитель, 2008.-125 с.

6.  Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983.- 345 с.

7.  Гольфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике – М.: Высшая школа, 1973.- 280 с.

8.  Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение,1983.

9.  Шевцов В.А. Тренажер по физике (тренировочные задачи). – Волгоград: Учитель,2007.

10. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004.

11.  Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003

 

 

 

Тематическое планирование элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по физике» для 10 и 11 классов учебного материала при прохождении курса в течение двух лет (X - XI классы, 68 ч, 1 ч в неделю)

 

урока.

Тема

Вид занятия

Дата

X класс (34ч, 1 ч в неделю)

I. Эксперимент (1 ч)

1/1

Эксперимент

Лекция 1

 

II. Механика (11 ч)

2/1

Кинематика. Динамика

Лекция 2

 

3/2

Движение тел со связями. Статика  и гидростатика.

Лекция 3

 

4/3

Кинематика

Практическое занятие 1

 

5/4

Графики основных кинематических параметров

Практическое занятие 2

 

6/5

Динамика

Практическое занятие 3

 

7/6

Динамика

Практическое занятие 4

 

8/7

Движение связанных тел

Практическое занятие 5

 

9/8

Статика. Гидростатика.

Практическое занятие 6

 

10/9

Законы сохранения

Лекция 4

 

11/10

Законы сохранения

Практическое занятие 7

 

12/11

 

Уравнение Бернулли

Практическое занятие 8

 

III. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч)

13/1

Основы MKT. Газо­вые законы

Лекция 5

 

14/2

Первый и второй законы термодина­мики

Лекция 6

 

15/3

Основное уравнение MKT

Практическое занятие 9

 

16/4

Уравнение состоя­ния идеального га­за. Газовые законы

Практическое занятие 10

 

17/5

Определение экстремальных параметров

Практическое занятие 11

 

18/6

Полупроницаемые перегородки

Практическое занятие 12

 

19/7

Первый закон термо­динамики

Практическое занятие 13

 

20/8

Агрегатные состояния вещества. Насыщенный пар.

Практическое занятие 14

 

21/9

Круговые процессы

Практическое занятие 15

 

22/10

Поверхностный слой жидкости

Лекция 7

 

23/11

Поверхностный слой жидкости

Практическое занятие 16

 

24/12

Тепловые двигатели

Практическое занятие 17

 

IV. Электродинамика (10 ч)

25/1

Электростатика. Конденсаторы

Лекция 8

 

26/2

Постоянный ток

Лекция 9

 

27/3

Электростатика

Практическое занятие 18

 

28/4

Энергия взаимодействия зарядов

Практическое занятие 19

 

29/5

Соединение конденсаторов

Практическое занятие 20

 

30/6

Движение электрических зарядов в электрическом поле

Практическое занятие 21

 

31/7

Закон Ома для участка и полной цепи

Практическое занятие 22

 

32/8

Правила Кирхгофа

Практическое занятие 23

 

33/9

Перезарядка конденсаторов

Практическое занятие 24

 

34/10

Нелинейные элементы в цепях постоянного тока

Практическое занятие 25

 

 

 

XI класс (34ч, 1 ч в неделю)

V. Электродинамика (6 ч)

1/1

Магнитное поле. Электромагнитная

индукция

Лекция 1

 

2/2

Силы Ампера и Лоренца

Практическое занятие 1

 

3/3

Суперпозиция электрического и магнитного полей

Практическое занятие 2

 

4/4

Электромагнитная индукция

Практическое занятие 3

 

5/5

Движение металлических перемычек в магнитном поле

Практическое занятие 4

 

6/6

Самоиндукция

Практическое занятие 5

 

VI. Колебания и волны (10 ч)

7/1

Механические коле­бания и волны

Лекция 2

 

8/2

Электромагнитные колебания и волны

Лекция 3

 

9/3

Кинематика механических колебаний

Практическое занятие 6

 

10/4

Динамика  механических колебаний

Практическое занятие 7

 

11/5

Превращения энергии при механических колебаниях

Практическое занятие 8

 

12/6

Электромагнитные колебания в контуре

Практическое занятие 9

 

13/7

Превращения энергии в колебательном контуре

Практическое занятие 10

 

14/8

Переменный ток. Резонанс напряжений и токов.

Практическое занятие 11

 

15/9

Механические и электромагнитные волны

Практическое занятие 12

 

16/10

Векторные диаграммы

Практическое занятие 13

 

VII. Оптика (11 ч)

17/1

Законы геометрической оптики. Построение изображений

Лекция 4

 

18/2

Оптические системы

Лекция 5

 

19/3

Законы преломления. Призма.

Практическое занятие 14

 

20/4

Построение изобра­жений в плоских зеркалах

Практическое занятие 15

 

21/5

Построение изобра­жений в тонких линзах и сферических зеркалах

Практическое занятие 16

 

22/6

Оптические системы

Практическое занятие 17

 

23/7

Волновая оптика

Лекция 6

 

24/8

Расчет интерференционной картинки

Практическое занятие 18

 

25/9

Расчет интерференционной картинки

Практическое занятие 19

 

26/0

Дифракционная решетка

Практическое занятие 20

 

27/11

Дисперсия света

Практическое занятие 21

 

VIII. Квантовая физика (7 ч)

28/1

Квантовая физика

Лекция 7

 

29/2

Уравнение Эйнштейна

Практическое занятие 22

 

30/3

Применение постулатов Бора

Практическое занятие 23

 

31/4

Закон радиоактивного распада

Практическое занятие 24

 

32/5

Применение законов распада в задачах о ядерных превращениях

Практическое занятие 25

 

33/6

Волны де Бройля

Практическое занятие 26

 

34/7

Итоговое тестирова­ние