Подготовка к ЕГЭ в МОУ «СОШ №5 х. Восточный»: технологии, методы, формы работы

(выступление для проведения семинара 16.10.2013г)

 

Подготовила и провела зам.директора по УВР МОУ «СОШ №5 х. Восточный» Ж.А. Базыльская

Готовь сани летом, а ЕГЭ – зимой.

Современная народная мудрость.

ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу, поэтому сегодня ЕГЭ – объективная реальность, с которой необходимо считаться. Как же подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ? Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Подготовка к экзамену – очень сложный процесс, в котором многое зависит от педагога и методики преподавания. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ – одна из важнейших задач педагогических коллективов.

Для ее реализации требуется:

взаимодействие всех участников образовательного процесса;

внедрение разнообразных технологий тестирования школьников;

деловой диалог учителей и учеников;

индивидуализация и дифференциация обучения.

Подготовка учащихся к ЕГЭ должна осуществляться по следующим направлениям:

информационная работа;

содержательная подготовка;

психологическая подготовка.

Необходимо совершенствовать процесс преподавания, активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и т.д. Для достижения хороших результатов важна техническая и методическая подготовка учащихся.

Считаю, что подготовка к ЕГЭ по всем предметам  должна проводиться на протяжении всего периода изучения этого предмета  в школе. Потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с начального этапа изучения предмета нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, разумного выбора ответа, сравнения. У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами.

Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов, и т.д.. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет. В 11 классе подготовка к ЕГЭ по предмету должна строиться по тематическому принципу.

Всем известно, что ЕГЭ основан на тестовых технологиях, поэтому у обучающихся должно быть выработано умение работать с тестами. Для этого уже с 5-го класса или другого начального этапа изучения предмета нужно внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты. Выпускники должны освоить технику сдачи теста:

  • Постоянный самоконтроль времени, т.е. надо экономить время для решения более сложных заданий.
  • Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.
  • Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания.
  • Прием спирального движения по тесту.

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь тематических зачетов, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных.

Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помогать учащимся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время. С этой целью могут применяться так называемые диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения всех промежуточных действий «в уме» и фиксирования только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной подготовке.

При подготовке к экзамену особое внимание уделяем на «западающие» темы. При этом одна из основ успеха – групповая работа. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, «продуктивное общение», активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самооценке и коррекции собственных знаний и учебных действий, побуждает к исследовательской деятельности. На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕГЭ.