Безопасная дистанция измеряется секундами

Дорога – это зона повышенного риска, где далеко не всегда можно предвидеть опасные ситуации. Даже если водитель опытен и осторожен, никто не гарантирует, что ему на пути не повстречаются агрессивные или даже пьяные автомобилисты, некачественное асфальтовое покрытие, ремонтные работы, которые проводятся без соблюдения правил безопасности. Все это может стать причиной ДТП, если водитель не сможет вовремя и правильно среагировать.

«К сожалению, текущая дорожная ситуация такова, что около 87% всех ДТП совершаются по вине самих водителей, и одна из причин этих происшествий – неправильный выбор и несоблюдение дистанции», - отмечает Виктор Нилов, начальник ГУОБДД МВД России, генерал-лейтенант полиции. За 2015 год было зарегистрировано 14 979 ДТП, 943 человека погибли, а 20 069 получили травмы по причине несоблюдения безопасной дистанции. Это значит, что эти аварии легко было предотвратить – ехать за автомобилем, держа чуть большую, чем обычно, дистанцию, гораздо проще, чем применить экстренное торможение и уберечь свою машину в критический момент.

«Несмотря на снижение количества пострадавших и погибших в результате ДТП данной категории по сравнению с показателями прошлого года, ситуация по-прежнему остается критичной, - подчеркивает президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. – Особенно в сочетании с тем обстоятельством, что, согласно нашему совместному опросу с ВЦИОМ, 76% водителей считают превышение скорости и активное маневрирование оправданным, если есть необходимость добраться до пункта назначения быстрее. А около половины россиян признались, что пренебрегают безопасной дистанцией при движении в плотном потоке».

Специалисты по безопасности дорожного движения объясняют несоблюдение дистанции водителями рядом причин. Во-первых, это проблема восприятия и психологии. Шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев отмечает, что оценка реального расстояния от одного транспортного средства до другого у всех людей будет разной. Водителю может казаться, что дистанция безопасна, при этом расстояние может совершенно не являться таковым в действительности. Согласно данным опроса, «на глаз» безопасность дистанции определяет 73% российских водителей. 

Во-вторых, причиной намеренного несоблюдения безопасной дистанции можно назвать желание сэкономить время. Часто водители специально придерживаются маленькой дистанции в пробках для того, чтобы другие автомобили не имели возможности встроиться впереди.

В-третьих, автомобилисты нередко оценивают скорость реакции других участников дорожного движения, ориентируясь на себя. Но предсказать, насколько быстро сможет затормозить другой водитель, невозможно.

Чтобы не ошибиться с выбором безопасной дистанции, эксперты советуют придерживаться правила «трех секунд». То есть, рассчитывать расстояние до впереди идущего автомобиля так, чтобы в запасе всегда оставалось три секунды. Необходимость рассчитывать дистанцию в единицах времени обусловлена неспособностью человека точно определить расстояния «на глаз», в секундах же результат будет объективным.

Формула «трех секунд» рассчитывается по следующей схеме: одна секунда необходима водителю, чтобы успеть отреагировать на ситуацию, вторая – для переноса ноги с педали газа на тормоз, а третья секунда позволит не остановиться в одной точке с другим автомобилем. При этом если присутствуют какие-либо факторы, усложняющие процесс управления автомобилем, например, усталость водителя или изменение погодных условий, на каждый из них необходимо прибавить еще по одной секунде времени. Например, обильные снегопады и лед зимой, сильные дожди весной и осенью значительно усложняют процесс управления автомобилем, так как вода, лед в сочетании с бензином, машинным маслом уменьшают сцепление резины с асфальтовым покрытием.

Несмотря на то, что безопасное вождение предполагает в этом случае увеличение дистанции, опрос показывает, что половина водителей не владеют информацией о том, как управлять машиной в непогоду. Понимание того, что в таких обстоятельствах дистанция должна быть максимальной, зачастую приходит только на практике – в результате ДТП. Отдельно можно отметить, что погодные условия влияют не только на дорогу, но и на физическое состояние водителей. В непогоду многие жалуются на сонливость, физическую усталость, головные боли. Эти симптомы снижают способность человека внимательно управлять автомобилем, что, в свою очередь, конечно, увеличивает риск ДТП.

Для расчета безопасной дистанции водителю необходимо, двигаясь со скоростью потока, зафиксировать момент, когда задний бампер впереди идущего автомобиля поравняется с каким-либо неподвижным предметом (например, фонарным столбом, рекламным щитом и т.п.) и начать считать четырехзначными цифрами (1001, 1002, 1003). Когда автомобиль поравняетесь с предметом, от которого был начат отсчет, можно определить дистанцию в секундах. Данное упражнение рекомендуется проговаривать вслух, через некоторое время необходимость в этом исчезнет, безопасная дистанция будет фиксироваться автоматически.

Хотя применение правила «трех секунд» водителями на дороге может значительно сократить количество ДТП, опрос ВЦИОМ показал, что только 38% россиян слышали о нем. 54% водителей рассказали, что попадали в аварии из-за нарушения дистанции, а 86% уверены в том, что именно неправильно выбранная дистанция является самой распространенной причиной ДТП.

Объяснить водителям правило «трех секунд», рассказать о том, какой должна быть безопасная дистанция, и изменить поведение водителей на дороге в лучшую сторону – задачи новой широкомасштабной социальной кампании «Держи дистанцию». Проект реализуется этой весной Российским союзом автостраховщиков (РСА) и Госавтоинспекцией МВД России при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности». Подробности о кампании – на сайте bezdtp.ru

1

2