ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравствен-ном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским

В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличной от родной по своей образно-эстетической системе;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литератур народов России;
  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально обусловленные различия;
  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;
  • воспитание уважения к русской литературе и культуре.

 

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.

Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения совпадают с критериями, предложенными для русской школы. Однако в школе с родным (нерусским) языком обучения учащиеся обращаются к материалу иноязычной русской литературы, изучаемой параллельно с родной, т.е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой – возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы. Более слабое, по сравнению с русскими учащимися, владение русским языком вызывает необходимость некоторого сокращения числа предлагаемых для изучения литературных произведений.

Замена в отдельных случаях произведений, предлагаемых для изучения в русской школе, обусловлена следующими факторами: а) языковая сложность произведения; б) необходимость представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести нерусских учащихся в контекст менее знакомой для них русской культуры; в) стремление более широко и многогранно отразить своеобразие быта, традиций, обычаев русских людей, особенности русского национального характера, духовные основы неродной для учащихся русской культуры; г) стремление представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура населяющих ее народов, контакты русских с представителями других народов России, стремление народов к взаимопониманию, умение оценить лучшее в обычаях и традициях разных народов.

Спецификой изучения русской литературы в национальной школе является также вынужденная необходимость изучать большие по объему произведения во фрагментах.

Русский фольклор

Русские народные сказки[1](волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке).

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении), а также 3 произведения разных жанров.

Русская литература XVIII века

М.В. Ломоносов

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).

Д.И. Фонвизин

Комедия «Недоросль».

Г.Р. Державин

Стихотворения:«Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», а также 2 произведения по выбору.

А.Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Н.М. Карамзин

Повесть «Бедная Лиза».

В школе с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.

Русская литература XIX века

И.А. Крылов

5 басен по выбору.

В.А. Жуковский

Баллада «Светлана», а также 2 произведения по выбору.

А.С. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).

И.А. Гончаров

Статья «Мильон терзаний»*[2] (фрагменты).

А.С. Пушкин

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэма «Полтава» (фрагменты)

«Повести Белкина» (одна из повестей по выбору).

Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка» (в школе с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении).

Роман в стихах «Евгений Онегин» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты).

В.Г. Белинский

Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи: 8, 9 (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт»,«Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – повесть «Бэла»).

А.В. Кольцов

3 стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь

Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель» (в школе с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении).

Комедия «Ревизор» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).

Поэма «Мертвые души» (I том) (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные главы).

А.Н. Островский

Комедия «Свои люди – сочтемся» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).

И.С. Тургенев

«Записки охотника» (2 рассказа по выбору).

Повесть «Муму».

Повесть «Ася»*.

Роман «Отцы и дети» (фрагменты)**.

«Стихотворения в прозе» (3 стихотворения по выбору).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…»,«Умом Россию не понять…»,а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…»,«Учись у них - у дуба, у березы…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край...». Баллада «Василий Шибанов», а также 3 произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Железная дорога».

3 произведения по выбору*.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты) **.

Н.С. Лесков

Рассказы: «Левша»*, «Кадетский монастырь»** (в сокращении).

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», а также 1 сказка по выбору.

Ф.М. Достоевский

Повести: «Бедные люди»* или «Белые ночи»*.

Роман «Преступление и наказание» (фрагменты)**.

Л.Н. Толстой

Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала»*.

Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты) **, повесть «Хаджи-Мурат»**.

В.М. Гаршин

1 рассказ по выбору.

А.П. Чехов

Рассказы:«Смерть чиновника», «Хамелеон», «Крыжовник», а также 2 рассказа по выбору.

Рассказы: «Злоумышленник»*, «Человек в футляре»*.

В.Г. Короленко

1 произведение по выбору.

Русская литература ХХ века

И.А. Бунин

2 рассказа по выбору.

2 стихотворения по выбору.

М. Горький

Повесть «Детство» (фрагменты).

«Песня о Соколе», а также 1 рассказ по выбору.

А.А. Блок

Стихотворения: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», а также 3 стихотворения по выбору.

 

В.В. Маяковский

Стихотворения: «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», а также 3 стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «…Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», а также 3 стихотворения по выбору.

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», а также 2 стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам

3 стихотворения по выбору.

Б.Л. Пастернак

3 стихотворения по выбору.

М.А. Булгаков

Повесть «Собачье сердце» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты).

М.М. Зощенко

1 рассказ по выбору

А.П. Платонов

1 произведение по выбору.

К.Г. Паустовский

1 рассказ по выбору.

М.М. Пришвин

1 произведение по выбору.

Н.А. Заболоцкий

3 стихотворения по выбору.

А.Т. Твардовский

Поэма «Василий Теркин» (главы).

 

 

М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты).

Литература второй половины ХХ века

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, Б.Ш.Окуджава, В.Г.Распутин, Н.М.Рубцов А.И.Солженицын, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин.

4 произведения по выбору.

литература народов России [3]

Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр» (1 произведение по выбору во фрагментах)**.

Р. Гамзатов, М. Карим, Г. Тукай, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров (1 произведение по выбору).

Зарубежная литература

Гомер

«Одиссея» (фрагменты).

Античная лирика

2 стихотворения по выбору.

О. Хайям

Цикл "Рубаийат" (3 рубаи по выбору).

Данте

 «Божественная комедия» (фрагменты).

М. Сервантес

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

У. Шекспир

Трагедии: «Ромео и Джульетта» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты) или «Гамлет» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты).

2 сонета по выбору.

 

Ж.-Б. Мольер

Комедия «Мещанин во дворянстве» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты).

И.-В. Гете

«Фауст» (фрагменты).

Ф. Шиллер

1 произведение по выбору.

Дж. Г. Байрон

1 произведение по выбору.

Х.К. Андерсен

1 сказка по выбору.

П.-Ж.Беранже, Р.Бернс, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Г.Гейне, В.Гюго, Д.Дефо, А.К. Дойл, Р.Киплинг, А.Линдгрен, М.Рид, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Д. Лондон, Ш.Перро, Дж.Родари, Дж.Свифт, А.Сент-Экзю-пери, Дж.Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л.Стивенсон, М. Твен, Г.Уэллс.

2 произведения по выбору.

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека.

Литература и другие виды искусства. Литература как живое, развивающееся явление. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм. Национальная самобытность русской литературы. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

 

 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Народное представление о героическом. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и других литературах народов России[4]. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени». Образ человека-праведника, образ русской женщины. Человек в ситуации нравственного выбора. Особый интерес русских писателей к проблеме народа.Реализм в русской литературе и других литературах народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.Литература о глубокой, таинственной связи человека и природы.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв.Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских народных характеров. Тема детства в русской и других литературах народов России.

Тема утраченной родины в произведениях писателей-эмигран-тов.

 

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира.

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа. Различные религиозно-духовные корни литератур.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

*               Художественная литература как искусство слова.

*               Художественный образ.

*               Устное народное творчество. Жанры фольклора.

*               Литературные роды и жанры.

*               Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

*               Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествова-тель, литературный герой, лирический герой, система образов.

*               Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

*               Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

*               Литературная критика.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

*               Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

*               Общее и национально-специфическое в литературе.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

*               Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

*               Выразительное чтение художественного текста.

*               Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

*               Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

*               Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

*               Анализ и интерпретация произведения.

*               Составление планов и написание отзывов о произведениях.

*               Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений (только для учащихся школ с русским (родным) языком обучения).

*               Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:

*               Сопоставление произведений русской и родной литератур на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально обусловленных различий.

*               Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать

*               содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

*               наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

*               основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

*               историко-культурный контекст изучаемых произведений;

*               основные теоретико-литературные понятия;

уметь

*               работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

*               определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

*               выявлять авторскую позицию;

*               выражать свое отношение к прочитанному;

*               сопоставлять литературные произведения;

*               выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

*               характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

*               выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

*               владеть различными видами пересказа;

*               строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

*               участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

*               писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

в школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученики должны уметь:

*               сопоставлять тематически близкие произведения родной и русской литератур, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

*               самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

*               создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литератур;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

*               создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

*               находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

*               ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

 



[1]       Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[2]      Одной звездочкой* отмечены произведения, изучаемые только в школе с русским (родным) языком обучения, двумя звездочками** – произведения, изучаемые только в школе с родным (нерусским) языком обучения. Произведения без помет изучаются в обоих типах школ.

[3]       Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.

[4]       В историко-литературных сведениях жирным курсивом выделены позиции, имеющие отношение только к школе с родным (нерусским) языком обучения.