ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
  • воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность общества; отношения к здоровью и человеческой жизни как главной ценности; уважения к героическому наследию России, государственной символике и традициям;
  • развитие эмоционально-волевых черт личности, обеспечивающих безопасное поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов экстремизма и терроризма; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых физических и психологических качеств личности при подготовке к защите Отечества;
  • овладение умениями действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Понятие о здоровье. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья. Факторы, влияющие на укрепление здоровья (закаливание, двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены и т.д.); факторы, разрушающие здоровье (употребление алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, табакокурение и др.).[1]

Репродуктивное здоровье. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем[2].

Личная безопасность и сохранение здоровья в быту (пользование бытовой техникой, средствами бытовой химии, лекарственными препаратами, использование синтетических материалов и др.)

Меры пожарной безопасности. Применение средств пожаротушения.

Безопасное поведение в природной среде. Ориентирование на местности, сооружение временного укрытия, добывание огня, воды и пищи, подача сигналов бедствия.

Безопасное поведение на воде. Приемы оказания помощи утопающему.

Безопасное поведение в экологически неблагоприятных условиях. Оценка экологической комфортности окружающей среды. Пользование бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

Формирование навыков пользования индивидуальными средствами защиты (противогазами, респираторами, ватно-марлевыми повязками, защитными комплектами, индивидуальными медицинскими аптечками и др.).

Ситуации криминогенного характера. Овладение элементарными способами самозащиты. Допустимые пределы самообороны.

Формирование навыков оказания первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях; навыков проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Физическая подготовленность как фактор, обеспечивающий безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности и др.) и социального (криминогенные, терроризм, военные конфликты и др.) происхождения.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Действия населения по сигналу оповещения «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуации населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Правила безопасного поведения в случае совершения террористического акта: при захвате в качестве заложника и при освобождении. Меры предосторожности в опасных ситуациях криминогенного характера и во время ведения боевых действий.

Государственные службы по охране здоровья населения, контролю экологического состояния окружающей среды, обеспечению безопасности дорожного движения, обеспечению безопасности в ситуациях криминогенного характера и в случае угрозы терроризма. Их предназначение и основные задачи.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ
ГОСУДАРСТВА

Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.

Обязательная подготовка к военной службе: требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовке. Постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.

Правовые основы военной службы. Общие обязанности и права военнослужащих. Нормы международного гуманитарного права.

Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

знать

  • основы здорового образа жизни и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту; альтернативной гражданской службы;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь

  • выполнять последовательно действия при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» и комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
  • применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;
  • правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу в случае автономного существования в природной среде;
  • правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • вести здоровый образ жизни;
  • правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • уметь пользоваться бытовыми приборами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии, бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • соблюдать общие требования безопасности при пользовании транспортными средствами, при нахождении на улице, правила поведения на воде, меры пожарной и инфекционной безопасности;
  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;
  • вызывать (обращаться за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.

 



[1]      Указанные в скобках элементы знаний являются примерными, в рамках программ по ОБЖ они могут уточняться и изменяться.

[2]       Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.